Карен ЕГОЯН, ООО «Магнит»: «По статистике, в Омской области проживает 1,850 млн человек, мы же начисляем платежи за мусор на 1,650 млн, остальных двух сотен тысяч человек — просто
Четыре года мусорной реформы в Омской области: итоги, проблемы, прогнозы.
В Международном мультимедийном центре «Евразия сегодня» состоялась встреча в формате открытого разговора, посвященная ходу реализации в Омском регионе мусорной реформы. Представляем читателям выступление на этой конференции генерального директора ООО «Магнит» (регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Омской области) Карена ЕГОЯНА:
— Мы в круглосуточном режиме эксплуатируем два завода по переработке ТКО в Ленинском и Кировском округах – суммарно можем обработать до 400 тысяч отходов тонн в год. Конечно, это не в полной мере покрывает потребности Омска, не говоря уже об области. Сегодня процент выработки полезных фракций достаточно низкий – не более 5-6%. Заводы эксплуатируются все-таки в полуручном режиме: у нас нет роботов, лазеров, пневматики, только пакеторазрыватели, сепараторы, отделяющие органику, прессы. «Хвосты», которые не подлежат дальнейшей переработке, отправляются на захоронение – сегодня в Омской области 17 временных объектов, к сожалению, полноценные полигоны до сих пор не обустроены. Но наш регион рекордсмен: больше ни у кого в России нет целых 17 объектов. Они принимают отходы со своего и соседних районов, в том числе из Омска. Свалки будут использоваться до 2026 года, к тому времени, надеюсь, появятся объекты для захоронения, обработки и утилизации.
Почему мы так часто про это говорим? Для нас, как регоператора, транспортировка ТКО это огромные «плечи», от которых зависит тариф. Он не самый высокий в РФ, но и не самый низкий. Нам необходимо соблюдать территориальную схему, не нужно заблуждаться, что мы повезли отходы туда, куда захотели. В среднем гражданин платит 120 рублей, хотя есть регионы с тарифом и 50-60 рублей, а есть 160 рублей. Ситуация везде разная, все зависит от инфраструктуры.
Сегодня охват населения услугой обращения с твердыми коммунальными отходами превышает 90%. Ранее около 900 населенных пунктов Омской области не имели до 2019 года возможности ей пользоваться. Не могу сказать, что везде услуга оказывается одинаково качественно – все зависит от транспортной доступности. К сожалению, признаю, что до сих пор есть населенные пункты, в которых граждане не могут цивилизованным способом выбросить мусор в контейнер.
Отсутствие контейнерных площадок говорит о наличии несанкционированных свалок. Их в области достаточно много, это острый вопрос. Регоператор мог бы использовать механизм вывоза свалок по Постановлению РФ № 1156 и выставления затрат собственнику земельного участка в судебном порядке. Для чиновников безопасней, будем говорить откровенно, когда есть решение суда. Но мы на это не идем, потому что это требует колоссального объема денежных средств – сотен миллионов рублей. Такого просто нет в муниципалитетах Омской области. Ни один предприниматель – а регоператор все-таки общество с ограниченной ответственностью – не готов сегодня потратить десятки миллионов рублей и дальше стоять в очереди за судебным решением. Деньги нужно потратить в моменте, и получим ли мы их потом вообще – большой вопрос.
Строительство мусороперерабатывающих заводов не является обязанностью регионального оператора. То же самое с контейнерами, хотя мы можем включить в тариф их закупку. Нужно понимать что до 2019 года управляющие компании, ТСЖ, частный сектор, юридические лица работали так, как удобно, сегодня мы вынуждены работать в рамках нормативно-правовых актов, которые, мягко говоря, не соответствуют тому, что происходит на земле. Есть конкретный перечень требований обязательств к той или иной организации, в том числе регоператору. Регоператор должен забрать контейнеры, крупногабаритные отходы с периодичностью, установленной СанПиНом, должен подобрать мусор, который выпал во время транспортировки. Обслуживание контейнерной площадки, ее обустройство и ремонт, уборка вокруг ее территории является обязанностью собственника. В частном секторе, муниципальных районах это органы местного самоуправления, в многоквартирных домах – управляющие компании, ТСЖ.
У «Магнита» есть возможность включить затраты на приобретение контейнеров в тариф, повторю, но нам позволительно это сделать в размере не более 2% от необходимой валовой выручки. То есть это капля в море. Купим мы контейнеры, возникнет вопрос, кому будем их передавать. Тевризскому району? Тарский спросит, почему не ему. Дадим Тарскому, возмутится Азовский или Таврический. А почему вообще не городу Омску? Но контейнеров на всех не хватит!
А каким образом регоператор их вообще передаст? В аренду сдавать не имеем права, контейнеры куплены за счет тарифа. А кто их должен обслуживать? Если бак сломался через пять дней, неважно, по какой причине, кто его будет чинить? А мыть, а дезинфицировать? Тариф регоператора достаточно высокий в Омской области и так, а затраты на все это туда не входят.
Что касается заводов, два нами построены по инвестпроектам, за собственные средства. У нас регулируемый вид деятельности, единственный возврат денежных средств лежит, опять же, через тариф. Я могу честно сказать: в любом судебном процессе по защите нашего тарифа мы это повторяем, а их более 20 ежегодно происходит у нас – возврат денежных средств по Ленинскому и Кировскому заводам возможен только через амортизацию. Все заводы, которые сегодня строятся в других субъектах Российской Федерации, насколько мне известно, построены по концессионным соглашениям. Инвестпроект – чистый риск предпринимателя, а концессионное соглашение подписывается с регионом, который обязуется в течение 20-30-40 лет, на сколько рассчитана эксплуатация завода, поставлять отходы, гарантировать, что завод будет загружен благодаря территориальной схеме. Сегодня ни один предприниматель не готов вкладывать миллиарды рублей, не имея гарантии, что завод будет работать, что инвестиции будут возвращаться. Строительство Ленинского и Кировского объектов было инициативой регоператора, которая до сих пор не окупилась.
Так же как не окупился ни один из пяти наших экопунктов в городе. Нас сравнивают с пунктами приема: мол, там хорошие ребята за гаражами принимают картон. Так они работают без соответствующих документов – нужна лицензия, разрешительная документация, чтобы зайти на торги. Половина из них принимает, скажу опять же откровенно, за жидкую валюту, не за деньги. Те 6% вторичных ресурсов – картона, алюминия и так далее – мы продаем на аукционах, на которые заходят единицы, причем соседние регионы: Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург. Так что для нас экопункты чисто социальный проект. На Лизы Чайкиной самый популярный – все близлежащие школы приходят, сдают нам картон, алюминий. Чтобы подключить один такой пункт – по прозрачной, чистой, законной схеме – потребовался миллион рублей. То есть пять пунктов – пять миллионов рублей.
Вся территориальная схема строится на официальных данных статистики. И я откровенно заявляю, что статистика не соответствует действительности: по юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, числу граждан. По статистике, в Омской области проживает 1,850 млн человек, мы же начисляем платежи на 1,650 млн, двух сотен тысяч человек просто нет. Недавно общались с гражданами, которые подключают газ, они не знают, как получить справку о составе семьи – ни один орган сегодня не уполномочен ее давать. У регоператора такая же проблема: мы не знаем, где проживают люди из частного сектора. Отсюда постоянно сносимые в судах нормативы накопления.
У нас 11,5 тысячи договоров с юридическими лицами – порядка 34 тысяч потребителей. Опять же по статистике, у нас на территории области от 42 до 62 тысяч зарегистрированных предпринимателей. Возникает вопрос: где они? Нашим перевозчикам мы вынуждены платить за каждый куб, а выставляем счетов меньше, потому что недобросовестные предприниматели подкидывают отходы населению. Существовал порядок накопления, какой бак может поставить бизнесмен, но по предписанию прокурора эта строчка убрана. И сегодня предприниматель может принести 20-литровое ведро и сказать: это мой контейнер для сбора твердых коммунальных отходов. И регоператор ничего с ним делать не может.
Просто это все нарастающий снежный ком: все эти дебиторки, кредиторки, кассовые разрывы. Они никуда не исчезают, и мы с вами видим, как в соседних регионах банкротятся регоператоры, например, в Новосибирской области. Все четыре года ходим по тонкой грани, нам не хватает административного ресурса. Мы хотим, чтобы недобросовестных предпринимателей, подкидывающих мусор, ловили и штрафовали. Хотим, чтобы СанПиН соблюдался не только регоператором, но и предпринимателем, который образует отходы. Мы хотим, чтобы отход в желтом баке сортировался правильно и так далее.
Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 июня 2023 года.
Источник: http://kvnews.ruПоследние новости
Назначение нового заместителя представителя Омской области при Правительстве РФ
Наталья Жмыхова станет третьим заместителем Андрея Шпиленко.
Создание нового министерства науки в Омской области
Губернатор Омской области инициирует создание министерства науки и высшего образования.
Ожидания праздников: Новогодние мероприятия в Крутогорском
Собрание старших по домам обсудило планы на декабрь и празднование Нового года.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований