Дорогое удовольствие на Думской: каким стал Омский Горсовет к своему 30-летию

Представительный орган омского муниципалитета давно выглядит для постороннего наблюдателя как место, в котором дискуссии случаются слишком редко.

Представительный орган омского муниципалитета давно выглядит для постороннего наблюдателя как место, в котором дискуссии случаются слишком редко.

В  декабре 2024  года отмечает свой юбилей Омский городской Совет. Ему исполнилось 30  лет: отсчет принято вести с  того момента, когда было решено переименовать городскую Думу, преемницу Совета народных депутатов из  советской эпохи. В  доме с  башенкой напротив Музыкального театра чествуют основателей, вручают почетные грамоты и  благодарственные письма. Ну, а  мы  в  связи с  этой датой решили разобраться немного более внимательно с  тем, что это за  орган такой, Омский городской Совет, и  чем он  полезен омичам. Если полезен, конечно.

Для начала уточним: называть городской Совет «городским парламентом» все-таки неправильно. Парламенты бывают исключительно общенациональными или региональными (если у  субъектов федерации достаточно широкие полномочия), а  городской Совет или городская Дума  — всего лишь представительный орган местного самоуправления. Сфера его компетенций узка (городской устав, городской бюджет, городские налоги, распоряжение городским имуществом и  т.  п.), депутаты принимают не  законы, а  всего лишь постановления. Если им  хочется большего, они могут только обращаться на  более высокие уровни власти  — в  Законодательное собрание или в  Государственную Думу.

Представительство Фото: gorod55.ru

Когда в  городском Совете полный комплект, в  нем заседают 40  депутатов, которых выбирают на  пятилетку. В  первых 4  созывах выборы проходили исключительно по  одномандатным округам, в  5-м и  6-м  — по  смешанной системе (округа плюс партийные списки), в  7-м созыве, который заседает сейчас,  — снова только по  округам.

Переход к  мажоритарной системе произошел всего 2  с  небольшим года назад, и  официальное объяснение было таким: одномандатных округов в  Омске станет вдвое больше (40 вместо 20), и  это позволит депутатам «более эффективно выполнять наказы омичей». А  партийные списки выглядят для среднестатистического избирателя слишком абстрактно и  только создают неразбериху.

Противники инициативы заявляли, что изменения проводятся как раз в  интересах одной конкретной партии, представители которой смогут избираться, не  афишируя свою политическую позицию. Не  беремся утверждать, кто прав, но  факты таковы: в  6-м созыве на  крупнейшую фракцию, «Единой России», приходилось 65%, а  на  вторую по  численности, КПРФ,  — 22,5%; в  текущем созыве у  ЕР  90%, а  у  КПРФ  — 2,5% (то  есть один-единственный депутат). Еще в  7-м созыве заседают трое «эсеров».

С  «эффективным выполнением наказов» и  «приближением к  земле» получилось еще интереснее. На  одном из  недавних заседаний кто-то из  депутатов заявил: «За  каждым из  нас стоят 20  тысяч избирателей!». Понятно, как он  пришел к  этому выводу: именно столько получится, если просто поделить на  40  все население Омска. 27 600  человек на  каждый мандат  — включая грудных младенцев. Однако тут возникает проблема явки и  реального представительства. В  последний раз депутатов выбирали 8  сентября 2024  года (это были дополнительные выборы, решавшие судьбу 2  мандатов), и  явка составила 8,31%. То  есть на  избирательные участки пришел всего лишь каждый 12-й.

На  основных выборах 2022  года картина была немного лучше: на  разных округах явка варьировалась в  диапазоне от  9,3% до  20,11% при среднем значении чуть больше  14%. Это значит, что составом городского Совета заинтересовались всего 126  тысяч омичей, а  судьбу каждого конкретного мандата решала совсем малочисленная группа. Антирекорд поставила Светлана Ивченко , единственная в  созыве коммунистка: она стала депутатом благодаря тому, что за  нее проголосовали 622  человека (это меньше, чем население одной «высотки»). В  основном результат победителя  — 1-2 тысячи человек. Получается, за  спиной конкретного депутата, любящего громкие заявления, стоит совсем немного людей.

Кто заседает Фото: gorod55.ru

Примерно каждый третий из  омичей с  действующими горсоветовскими мандатами  — предприниматель. Не  так давно Город55 опубликовал отдельную статью о  депутатских бизнесах. Картина довольно разнообразная : производство холодильников и  вентиляторов, розничная торговля, фармацевтика, строительство, «колониальные товары», перевозки, ЖКХ, охранный бизнес. В  отдельных случаях совокупный оборот активов депутата составляет сотни миллионов рублей.

По-видимому, для некоторых работа в  Горсовете может считаться неплохим промежуточным звеном политической карьеры. Известно, что каждый 5-й из  депутатов Законодательного собрания Омской области прежде заседал на  Думской, были депутатами Горсовета продвинувшиеся еще дальше Вячеслав Двораковский (мэр), Игорь Антропенко (депутат Госдумы), Виктор Шрейдер (и  мэр, и  депутат Госдумы).

В  каждом созыве заседают люди с  известными в  Омске фамилиями, и  депутатский мандат в  этих случаях может лишний раз подчеркивать принадлежность к  условной элите. В  текущем списке есть, например, Дмитрий Лицкевич (сын гендиректора ОНПЗ из  бурных 90-х), Валерий Студеникин (его семья тесно связана с  Торговым центром «Омский»), Наталья Чебыкина (дочь известного строителя). Заседает в  Горсовете и  Сергей Дроздов   — зять Валерия Кокорина, владельца «Континента», «Каскада» и  «Атриума», депутата Заксобрания.

Решения Фото: gorod55.ru

Чем  же занимаются все эти люди? Официальный список полномочий ГС  включает принятие городского устава и  изменений к  нему, утверждение бюджета и  стратегии социально-экономического развития, регулирование деятельности муниципальных предприятий, решение вопросов, связанных с  остальным муниципальным имуществом, с  местными налогами, с  городской топонимикой. Еще в  списке значится заслушивание разного рода отчетов и  докладов.

С  определенного момента у  городского Совета формально появилась функция политическая, избрание мэра. Однако в  этом случае у  депутатов не  слишком широкий простор для деятельности: они всего лишь голосуют по  короткому списку кандидатов, прошедших через специальную комиссию. Следующее такое голосование пройдет через 2  года  — еще при текущем созыве.

В  целом вопросы, вносимые на  обсуждение в  Горсовет, бывают 3  типов.

Тип №1. Разного рода структуры обязаны отчитываться публично. Просто так положено  — и  поэтому депутатам приходится выслушивать доклады городского Управления МВД, прокуратуры, Контрольно-счетной палаты и  др. Иногда они задают вопросы, иногда не  проявляют видимого интереса, но  исход всегда один: голосование за  вердикт «Принято к  сведению». Надо полагать, голосовать против в  таких ситуациях бессмысленно.

Тип №2. Городская администрация, принимая решения определенного рода, обязана заручиться формальным согласием городского Совета. Теоретически это должно быть, как говорят в  определенных кругах, «реактивное вмешательство» ГС, а  не  наложение простой резолюции, но  на  практике все куда скучнее. И  Горсовет требуемую резолюцию накладывает.

Вероятность иного исхода стремится к  нулю, поскольку состав Горсовета максимально однороден: голосов одной фракции с  большим запасом хватает для решения любых вопросов. Судя по  случайным репликам, звучащим то  и  дело в  онлайн-трансляциях с  Думской, именно во  фракции «Единой России», без лишних глаз и  ушей, проходят ключевые обсуждения. На  пленарном  же заседании драматизма нет совсем: никаких протестов, никакой критики и  даже никаких вопросов.

Технология здесь отработана четко: объявляется очередной пункт повестки, депутаты молча соглашаются обойтись без заслушивания доклада, глава комитета озвучивает одобрительную рекомендацию, объявляется голосование. В  большинстве случае вся повестка, 20-30 пунктов, отрабатывается минут за  40  — без единого вопроса и  живого выступления. На  редкие попытки что-то спросить или выступить с  критикой председатель ГС  Владимир Корбут реагирует с  открытым раздражением: с  определенного момента принято считать, что обсуждения уместны только на  заседаниях комитетов. Горсовет, конечно, не  парламент, но  российское правило, касающееся дискуссий, работает и  для него тоже.

Тип №3. Вопрос, обсуждение которого инициируется в  самом Горсовете. Да, так тоже бывает. Депутаты внезапно узнают, что в  городе существует какая-то проблема, и  начинают выяснять, что с  этим можно сделать. Может получиться достаточно колоритно. Скажем, полгода назад депутаты захотели закрыть город для фур, разбивающих дороги и  создающих пробки,  — но  на  заседании выяснилось , что у  муниципалитета нужных полномочий нет, у  УМВД их  нет тоже, полномочия есть у  «Ространснадзора», но  никто не  знает, как эта структура работает.

«Но  мы  хозяева дорог! —  воскликнул, узнав обо всем этом, инициатор обсуждения Юрий Козловский (кстати, депутат с  далекого 2017  года). —  Мы  обязаны спрашивать, кто здесь ездит и  есть  ли у  него разрешение!»

Ответом на  это стало предложение вице-мэра Олега Баланова «принять существующее положение, как оно есть». Депутаты решили не  сдаваться, пригласили к  себе представителя «Ространснадзора» и  организовали повторное обсуждение  — спустя 5  месяцев. По  итогам они создали рабочую группу, которая изучит проблему и  предложит что-нибудь сделать. Вероятно, к  концу работы созыва  — к  осени-2027.

Впрочем, бывает и  хуже. Рабочая группа по  проблеме городских парковок была сформирована еще в  2014  году  — 10  лет и  2  созыва тому назад. За  прошедшее время не  было решено и  сделано абсолютно ничего. Сформулировав это для себя на  октябрьском заседании, депутаты решили вернуться к  вопросу в  апреле. Еще через 6  месяцев.

Еще один пласт работы депутатов  — то  самое «реагирование на  наказы». Сообщениями об  этом заполнен официальный телеграм-канал городского Совета. Депутаты проводят «прямые линии» (из  недавнего: Инна Гомолко пообещала отремонтировать окна в  детском саду и  выслушала благодарность за  «оказанную гуманитарную помощь»), общаются с  горожанами в  рамках «личных приемов» ( Таймас Абдуалинов «взял на  контроль» расчистку улицы в  Троицком и  установку скамеек на  улице Новостройка). Одна из  неувядающих тем  — кронирование деревьев благодаря депутатским усилиям ( фотодоказательства и  обещания не  останавливаться на  достигнутом публикуются каждый раз).

Скандалы Фото: gorod55.ru

К  счастью для любознательных читателей, новости из  Горсовета не  ограничиваются официозом о  молчаливом принятии очередного решения. Например, время от  времени становится известно, что очередной депутат отказался от  мандата. В  мае текущего года сложила полномочия «по  личным мотивам» Ирина Ковалева . В  самом конце 2023  года отказался от  мандата Константин Кочанов , и  по  этой истории больше данных: депутат решил отправиться на  СВО, причем источник Города55 уточнил , что это решение может быть связано с  интересом следственных органов (Кочанов был заместителем директора «Омского речного порта»).

Весной текущего года появлялись данные о  том, что объектом схожего интереса стала Инна Гомолко . Сложение мандата за  этим не  последовало, но  2  месяцами позже стало известно, что Гомолко поехала волонтером в  ДНР. Остается только гадать о  том, есть  ли здесь какая-то связь.

В  горсоветовских комитетах иногда случаются жаркие обсуждения. Надо признать, что в  предыдущем созыве такое случалось чаще благодаря коммунистам и  просто интересным вне их  партийной принадлежности людям, которых ГС  потерял в  последние годы. В  их  числе, например, Виталий Путинцев , первый вице-спикер, умерший в  сентябре 2023  года. Бизнесмен, учредитель компании «Веселые колобки», глава одного из  комитетов, в  начале каждого заседания поздравлявший коллег с  экзотическими праздниками вроде Дня независимости Демократической Республики Конго, не  слишком вписывался в  заданный формат.

Из  действующих депутатов чаще остальных позволяет себе нестандартные выступления Алексей Провозин . Речь не  только о  тезисах типа « Мне нужны штаны » (именно с  него Провозин начал свою мартовскую речь, обосновывающую необходимость городских ливневок), но  и  о  скандальных заявлениях на  острые темы. Например, год назад депутат в  очередной раз предложил отменить социальные льготы на  помывку в  муниципальных банях со  словами « Нету денюжек  — нету девушек ». Старшим товарищам Провозина тогда пришлось официально объявить: такие «одиозные высказывания» они не  поддерживают .

Впрочем, тут напрашивается важное уточнение: в  городском Совете в  дефиците не  только депутаты-скандалисты, но  и  даже просто депутаты, иногда что-нибудь говорящие в  микрофон. Очень многие «народные избранники» (речь как минимум о  десятках процентов) ведут себя так, что можно посмотреть все онлайн-трансляции из  ГС  за  время работы целого созыва и  не  узнать, какой у  конкретного депутата голос.

Цена вопроса Владимир Корбут. Фото: gorod55.ru

Самое интересное во  всей этой истории  — количество денег налогоплательщиков, которое тратится на  функционирование городского Совета. В  соответствующей строке проекта бюджета Омска на  2025  год значатся почти 278  млн рублей. Немудрено: Совет занимает старинное здание в  самом центре города, при нем существуют 5  управлений, 2  отдела, 1  управляющий делами. Как в  любой структуре, есть масса сопутствующих расходов  — и  за  все это платят горожане.

Депутаты по  большей части заседают в  ГС, не  получая зарплату, но  есть несколько исключений из  этого правила. В  Совете есть спикер, есть 2  его заместителя и  традиционно есть еще 1  депутат, «работающий на  постоянной основе». То  есть получающий деньги из  бюджета.

Главное и  наиболее дорогостоящее исключение  — конечно, председатель Совета Владимир Корбут , который руководит уже вторым созывом. В  2017  году «Единая Россия» выдвинула его в  ГС  как будущего спикера, и  выбор был далеко не  самым очевидным: генерал-майор внутренней службы и  начальник Главного управления МЧС по  Омской области не  имел на  тот момент никакого отношения к  местному самоуправлению и  к  квазипарламентской работе. Тем не  менее Корбута сначала выбрали депутатом, а  потом  — спикером.

Зарплата генерал-майора стала предметом широкого обсуждения в  2019  году. ГС  тогда принял поправку к  бюджету, увеличивавшую годовое содержание спикера на  2  млн 375,8 тысяч рублей (это почти 200  тысяч в  месяц). Один из  депутатов заявил, что по  итогу месячная зарплата Корбута превысит 400  тысяч рублей. Во  фракции «Единой России» на  это ответили , что просто повышают зарплату спикера до  уровня зарплаты мэра, так как согласно законодательству они должны быть равны.

Конечные суммы остались неизвестными. На  запросы СМИ пресс-служба Горсовета отвечала , что данные о  доходах спикера можно найти на  официальном сайте, но  проблема в  том, что там вывешивались именно общие доходы, без деления на  зарплату и, например, выручку от  продажи авто или недвижимости. В  2018  году Корбут получил 4,097  млн рублей (341 тысячу в  месяц), а  в  2021  — 6,1  млн (508 тысяч). Начиная с  2022  года декларации уже не  публикуются : появляется только «обобщенная информация», без цифр.

Эта история показывает омичам очень интересные вещи. Во-первых, работа спикера Горсовета, раз в  месяц проводящего 1  пленарное заседание и  1  заседание комитета по  регламенту, оценивается в  деньгах налогоплательщиков так  же высоко, как работа мэра, в  ежедневном режиме руководящего городом-миллионником. Во-вторых, в  городском Совете готовы прикладывать серьезные усилия, чтобы одобрить повышение зарплаты для руководства.

Кстати, на  пленарном заседании, где обсуждалось годовое содержание спикера, некоторые депутаты взывали к  порядочности и  патриотизму Корбута. Они напоминали о  том, что городу не  хватает денег на  важные для всех вещи, констатировали, что спикерский труд тяжелым или опасным не  является, но  все это не  помогло. Отвечая одному из  критиков, Олегу Афанасьеву , назвавшему 10-кратную разницу между зарплатой спикера и  средней зарплатой омича морально неприемлемой, Корбут зачем-то заговорил о  своей службе.

«Я  хотел  бы предложить Афанасьеву послужить в  армии 38  лет или еще что-нибудь сделать для родины»,  — заявил он.

Гипотетические возражения о  том, что за  службу Корбут получает пенсию, а  председательство в  Горсовете  — не  синекура и  не  «кормление», которое выдается за  былые заслуги, вероятно, не  помогли  бы так  же, как и  аргументы, прозвучавшие в  тот день в  зале заседаний.

***

Теперь, спустя годы, становится понятно, какой путь прошел городской Совет. В  начале 6-го созыва еще были возможны полноценные депутатские прения, хотя и  с  заранее определенным исходом, теперь это скорее фантастика. А  вот цена вопроса остается высокой, просто узнать конкретику стало намного сложнее. В  итоге ГС  превратился в  дорогое удовольствие, которое омичи по-прежнему могут себе позволить. Хотя их, в  общем, никто не  спрашивал.

#Николай Эйхвальд

Последние новости

Безопасность на складе: правила эксплуатации погрузочной техники

Основные правила безопасной эксплуатации вилочных погрузчиков и другой складской техники. Рекомендации по обучению персонала, техническому обслуживанию и организации безопасного пространства на складе.

Как выбрать частотный преобразователь для вашего оборудования?

Основные критерии выбора частотного преобразователя

Омский губернатор Хоценко поставил ответственным допзадачи против паводка и пожаров

Фото: Сергей Мельников Губернатор Омской области Виталий Хоценко провел расширенный выездной штаб по готовности мер противодействия паводку и предотвращения сезонных пожаров.

В Омске появился новый прокурор

Фото: иллюстрация «СуперОмск» Городскую прокуратуру возглавил Петр Щербина.

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Пестово, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *