18.12.2022

Анненский и другие

АО «Омские Медиа» (12 канал) при поддержке президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт Никто».

АО «Омские Медиа» (12 канал) при поддержке президентского фонда культурных инициатив реализует проект «Поэт Никто».

Это будет документально-художественный фильм об  Иннокентии Анненском, преподавателе, переводчике и  поэте, который родился в  Омске. В  настоящее время съемочный процесс пересёк экватор. Вместе с  режиссером фильма Светланой Веретенниковой представим вам актёров, которые снимались в  этой картине и  поговорим об  увлекательном и  сложном процессе под  названием «съёмки».

1. В  чем сложность подбора актеров для  документально-художественного фильма? Всё-таки это не  игровое кино .

Сложность в  соблюдении гармонии между  реальностью (тем, как  это было на  самом деле) и  вымыслом. Конечно, мы опираемся в  сценарии на  документы, фотографии, но  всё-таки создаём свою художественную реальность. Безусловно, внешнее сходство артистов с  персонажами есть, но  всё-таки это образы, через  которые мы пытаемся передать свои впечатления о  прочитанном, узнанном. Есть очень известные персоны  — Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин. Конечно, они должны быть узнаваемы, но  в  нашем случае лучше создать образ, нежели стремиться к  идеальному внешнему сходству.

2. Какова особенность «ролей» в  данном проекте? Были ли у  вас пробы или  вы изначально прицельно выбирали актёров под  роль?

Конечно, можно было устроить кастинг, но  я  сделала по-другому  — доверилась своей интуиции.
В  момент создания сценария я  уже представляла артистов, это касается не  только внешности, речь, скорее, об  органике. И  я  предлагала роль уже конкретному артисту.

3. Кто играет Иннокентия Анненского и  как  подбирался актер на  эту роль?

Роль Иннокентия Анненского исполняет артист Омского академического театра драмы Виталий Семёнов, но  необходимо уточнить  — у  него довольно сложные отношения с  персонажем. Он играет актёра, который примеряет на  себя образ нашего главного героя. Весь сценарий строится на  том, что  артисты вместе с  режиссером (роль исполняет Олег Теплоухов), пытаются создать историю о  Поэте, который назвал себя Ник-то. И  в  какой-то  момент стираются границы между  исполнителями этого несуществующего спектакля и  персонажами, актеры становятся персонажами.

Внешнее сходство с  поэтом Анненским у  актера Семенова есть, пришлось лишь отрастить более роскошные усы. Мы принципиально не  использовали накладные бороды, парики и  усы.
Но  дело не  только во  внешнем сходстве. Анненский был человеком сдержанным внешне, но  обладал благородным самолюбием, которое не  позволяло ему навязчиво предлагать себя литературному миру. Мне кажется, что  у  Виталия Семёнова есть это внутренне сходство, которое работает на  «попадание» в  роль. Он органичен, что  очень важно для  кино .

4. До  настоящего момента у  вашей телекомпании был опыт сотрудничества с  актерами омских театров, в  этом фильме играют москвичи и  петербуржцы, у  которых есть киноопыт. Расскажите об  этих актерах  — кто они, как  вы их  нашли, были ли сложности на  этапе переговоров, почему они согласились участвовать в  провинциальном проекте и  чего ждут в  итоге.

Съемки в  Петербурге с  петербургскими артистами  — это особый этап. Во-первых, со  столичными артистами приходится общаться через  агентов. Во-вторых, я  обратилась за  помощью к  Кате Кулаковой, которая раньше работала в  «Пятом театре», а  сейчас находится в  Петербурге. Она раскидала информацию по  своим каналам, и  артисты откликнулись: Дмитрий Собачкин и  Анна Цыганкова. Я  сразу подумала, что  они могли бы сыграть Гумилёва и  Ахматову. Написала сцены для  них. Артисты подбирались по-разному. Например, в  роли Елены Левицкой, которая организовала первую школу для  совместного обучения мальчиков и  девочек, я  видела Илону Бродскую, хорошо нам знакомую по  омскому театру драмы в  прошлом, сейчас она актриса театра на  Васильевском острове. У  Илоны плотный график, но  она прочла сценарий, согласилась, мы смогли снять сцену с  её участием у  памятника Пушкину в  Лицейском садике.

А  вечером поехала играть спектакль. Я  обратилась к  актрисам, работающим с  режиссером Борисом Павловичем, которые участвовали в  одном из  выпусков программы «Плэй» (прим. Светлана Веретенникова  — автор и  ведущая программы «Плэй» на  12 канале). И  одна из  них, Александра Никитина, не  только сама снялась в  сцене на  Витебском вокзале, но  еще и  помогла подобрать актрис для  этой съёмки. У  нас снимались профессиональные актеры даже в  сценах без  слов, это важно  — молчать в  кадре со  смыслом тоже надо  уметь. Актрису Елизавету Кобзарь я  выбрала по  случайно увиденной фотографии.

Она сыграла Мухину, жену коллеги и  духовную конфидентку Анненского, по  описаниям «красивую римлянку». Фотографий Мухиной не  сохранилось. Но  мне кажется, что  Елизавета абсолютно попала в  образ и  в  тон переписки наших героев. Мужа Мухиной сыграл Дмитрий Гирев («Ментовские войны-6», «Пепел», «Морские дьяволы. Смерч  — 2», «Охотники за  головами», «Рождённая звездой», «28 панфиловцев», «Знахарь» и  др) . С  ним невероятно интересно было общаться. Дмитрий и  Лиза снимались в  сложной сцене на  кладбище. Мы долго обсуждали с  Дмитрием этот эпизод и  какие-то  находки и  правки появились благодаря этому обсуждению.

У  всех наших актеров есть опыт работы в  кино, больше всего это чувствуется в  сценах, где нужно молчать, делать большие паузы. Тихо говорить, не  утрировать  — тоже мастерство. Актеры кино всё это понимают. Да, у  нас снимались известные актеры, но  при  выборе кандидатов я  руководствовалась не  этим.

Для  меня было важно, чтобы актеры без  многочисленных репетиций и  больших разборов могли уловить интонацию и  сыграть. То  есть не  просто актеры, а  единомышленники.
Все артисты, которым я  предлагала работу в  этом фильме, абсолютно все согласились. Обсуждения гонораров практически при  этом не  было. Все артисты заинтересованы в  результате и  уже сейчас спрашивают, как  и  где фильм можно будет посмотреть в  Петербурге.
Мы планируем заявить эту работу на  фестиваль «Кино и  литература».

5. Чему вы, как  режиссер, научились во  время съёмок? Что  оказалось трудным, а  что  — прекрасным?



Мы выбрали не  совсем типичную схему работы. Поэтому учёба на  каждой съёмке.
Сейчас мы сделали черновой монтаж некоторых сцен для  того, чтобы увидеть, где и  что  у  нас получилось, что  не  получилось, чтобы на  финальном съемочном этапе сделать выводы и  не  повторять ошибок. Летом я  училась на  курсах режиссуры, я  стараюсь делать раскадровки, они очень помогают. И  несмотря на  то, что  ресурсы у  нас далеко не  такие, как  у  коллег в  Петербурге и  в  Москве, актеры оценили наш подход и  подготовку. Во  время работы над  этим фильмом мы научились сотрудничеству с  художниками по  костюмам. На  «Ленфильме» без  помощи специалистов просто не  разобраться. На  площадке за  внешним видом артистов ежеминутно следит художник и  костюмеры, режиссер не  отвлекается на  эти задачи. И  тогда всё складывается в  единую картинку.

Даже такая вроде бы мелочь  — подать плед замёрзшему артисту при  смене локации  — имеет значение, чтобы артист мог качественно выполнить свою работу до  конца смены. С  артистами в  таком объёме я  никогда не  работала. И  я  поняла, что  мне нравится работать с  артистами, хочется больше с  ними общаться, разбирать сцены. Мне нравится смотреть рабочий материал и  выделять особо удачные эпизоды, моменты, выбирать нужные дубли для  монтажа. Вообще, то, чем мы сейчас занимаемся  — это другая, новая работа не  только для  меня, для  всей команды, например, для  наших операторов. На  съемочной площадке фильма мы должны понимать, что  нужно снять не  просто «очень красивую картинку», нужно снять годный игровой эпизод, который работает на  всю сцену, а  не  существует сам по  себе. Всё должно работать вместе  — режиссёр, артист, оператор, вся команда. Это самое сложное, но  это, наверное, колоссальный опыт и  просто увлекательная творческая задача  — сделать так, чтобы всё работало вместе, а  не  само по  себе.

Елизавета Силявина

Последние новости

Рекордная жара: в Омской области потеплеет до +29

В эти выходные мы, возможно, приблизимся к абсолютному максимуму. Фото: Om1.ru В Обь-Иртышском УГМС порталу Om1.ru рассказали о погоде на ближайшие выходные.

На выходных в Омске потеплеет до +29 градусов

По-летнему жарким ожидается воскресенье, однако в этот день также усилится ветер и возможна гроза.

Анонс: Тамара Шмакова примет участие в круглом столе на тему

23 апреля 2024 года ТПП Омской области проводит совместное заседание Совета по развитию системы закупок и Комитета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при ТПП Омской области "Недобросовестные пр

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *