Гульнара Носкова: «Воспитываем, развлекая»
На недавнем областном конкурсе «Театральная шкатулка» театральный коллектив Десподзиновского Дома культуры «Забава» стал дипломантом II-й степени,
На недавнем областном конкурсе «Театральная шкатулка» театральный коллектив Десподзиновского Дома культуры «Забава» стал дипломантом II-й степени, а в Новосибирске на фестивале детских любительских кукольных театров Сибирского федерального округа «Петрушкины забавы» удостоился звания победителя. Консуловна Носкова — директор Десподзиновского Дома культуры, художественный руководитель детского кукольного театра «Забава».
Уже много лет «Забава» успешно представляет Саргатский район на областных театральных подмостках, Омскую область — в Сибирском федеральном округе и возвращается обязательно с наградами. В этом году театру, которым неизменно руководит Г.К. Носкова, исполняется 25 лет.
Однако у руководителя СДК забота не только о «Забаве» — вообще о культурной жизни деревни, о том, чтобы вверенное ей учреждение было очагом культуры, центром притяжения деревни. И чтобы услышать вживую слаженное хоровое пение, увидеть лиричный или зажигательный танец, театральную постановку, десподзиновцам не нужно ехать за тридевять земель. Свои, доморощенный артисты, в том числе и юные, которые живут по соседству, затронут душу, растрогают своих земляков, наполнят их сердца тихой радостью и светлой грустью. Различные коллективы Десподзиновского СДК, вокальные, танцевальные, театральные не раз блистали на районной сцене.
В деревне все называют ее не Гульнарой Консуловной, а Гулей Нилаевной. За эти годы она так срослась с Десподзиновкой и Десподзиновка срослась с нею, что не разъять уже одно от другого. И саргатскую культуру тоже невозможно представить без нее.
Обо всем подробнее — в нашем интервью с руководителем «Забавы».
— Гуля Николаевна, как произошло врастание в деревенскую жизнь?
— Очень тяжело. Очень. Когда я, коренная горожанка, выпускница Омского музыкально-педагогического училища, приехала в конце 80-х в Десподзиновку, у меня была годовалая дочь, на работу я не ходила, не было у меня ни подруг, не друзей. Все незнакомое. Ко мне в пятницу приезжали мои родители, в воскресенье они уезжали в Омск, а в субботу я уже начинала плакать, сожалея, что они уедут. Зато здесь жила моя замечательная свекровь Анна Ивановна Носкова, мама моего супруга Сергея, и Виктор Корвялис (сродный брат Сергея) с супругой Галиной. Потом со временем появились у меня подруги, я научилась топить печь, ухаживать за огородом, доить корову и многому другому, без чего не мыслима сельская жизнь.
— Первое твое рабочее место в Десподзиновке — музыкальный руководитель совхозного детского сада. Дети сельские и дети городские чем-то отличаются друг от друга?
— Ничем. Те и другие талантливые, податливые, как пластилин, бери и лепи с них, что хочешь. Вкладывай в них свою душу, и они обязательно отзовутся на любовь.
— А потом ты стала учителем музыки в Десподзиновской средней школе…
— Виктор Алексеевич Шнейдер, тогда директор школы, предложил вести уроки музыки. Я наотрез отказалась. Я проходила практику в городской школе — это было настолько тяжело, что решила для себя: никогда не переступлю порог школы в качестве учителя. И через некоторое время нарушила собственную установку. Во-первых, классы деревенской школы не по 30 учеников, как в городе, здесь легко достучаться до каждого ребенка. Во-вторых, многих детей я уже знала по детскому саду. (Гуля Николаевна и поныне ведет уроки музыки в школе. — О.Ш.).
— Потом был Десподзиновский Дом культуры…
— Наоборот, сначала был ДК, потом школа. Нынче исполняется 30 лет моей работе в клубной системе Саргатского района. Меня пригласили заниматься с ребятишками в Десподзиновский Дом культуры (директором тогда был Александр Манафов). Так появился детский вокальный ансамбль «Улыбка», мы ходили и пели два раза в неделю, а числилась я техничкой Алексеевского клуба. Прошло еще несколько лет, директора менялись, и однажды меня попросили возглавить Дом культуры. Поставили директорствовать, скорее, от безысходности — больше некого было: в деревне не было человека хоть с каким-то подходящим для сферы культуры образованием. Но работа увлекла, хотя поначалу не было никакой поддержке нашему ДК, ни материальной, ни моральной. Как сказал один из руководителей администрации Новотроицкого сельского поселения, вот когда ваш Дом культуры зазвучит, тогда и о помощи можно будет подумать. Это пожелание мы и претворяем в жизнь все время.
— Как возник детский кукольный театр? И почему именно кукольный, а не драматический или еще какой?
— В 1997 году мы поставили небольшую кукольную пьесу «Гусенок», в нем играли пятеро взрослых (небольшой опыт у меня был: в городском детсаду я тоже кукольные сценки делала). По моим сегодняшним меркам это было очень примитивно. Но с каким вниманием смотрели, как слушали дети среднего возраста пьеску, предназначенную совсем для малышкового возраста, как переживали! Никто в районе кукольным театром не занимался. Почему бы нам не занять эту нишу, не делать то, что в районе никто не делает?! Декорации несложные, кукол можно сделать. И взялись за дело. Потом пришло осознание, насколько такой театр необходим селу. Когда еще наши деревенские ребята побывают в городе и увидят настоящее театральное действо? А еще лучше — пусть они сами поучаствуют в его создании.
— Но ведь и у тебя были поверхностные представления о таком театре. Не было и кукол.
— Было бы только желание — всему можно научиться. Мы видели разные театральные коллективы на сцене — это своего рода школа. Была учеба в Омске, специальные семинары. Сколько занятий провел с нами заслуженный артист России, артист Омского театра кукол «Арлекин» Эдуард Ураков! После каждого нашего выступления на областной сцене профессионалы проводили подробнейший анализ нашего кукольного спектакля. Отмечали сильные стороны, критиковали слабые и советовали, как сделать лучше. Так что за эти годы мы многому научились. В том числе — изготавливать кукол. Нередко нет никаких шаблонов, готовых лекал, все надо придумать, сделать соразмерным, сшить, склеить, раскрасить. Обычно этой работой приходится заниматься ночами, когда схлынут дневные неотложные дела. В изготовлении кукол участвовали Лидия Бажекова, Елена Соколова, Татьяна Жидкова.
— «Забава» много лет на слуху. Уже не раз поменялся актерский состав. Дети приходят, взрослеют, уходят, на их место приходят другие. Как удается все время быть на высоте?
— Просто дети в Десподзиновке талантливые. Не все выходит с первого раза, но потом при должном старании обязательно получается. Они, можно сказать, рождаются с куклой. Придумывают в управлении куклами какие-то свои движения, находят что-то свое и вживаются в образ тех персонажей, которые озвучивают. Не случайно, на многих конкурсах наши ребята отмечались за владение куклами и актерское мастерство.
— Что дает кукольный театр тем, кто в нем участвует?
— Занимаясь театральным творчеством, выступая на сцене, ребята обретают уверенность в своих силах, становятся более активными. Проживая жизни своих героев, они исподволь обретают нравственные ориентиры. Если школа воспитывает, обучая, то мы воспитываем — развлекая. Мы на своем материале сеем разумное, доброе, вечное. Дети у нас много общаются друг с другом. Хоть не часто, но мы бываем с ними на гастролях, и они открывают для себя многообразие мира. Многие свободное время проводят на игровой площадке возле ДК, которую десподзиновцы сделали своими руками. И когда требуется какая-то помощь Дому культуры, они с радостью отзываются. Только кликни!
— Кто тебе помогает из взрослых?
— Одна я бы ничего не смогла. Со мной вместе на протяжении 30 лет Лидия Михайловна Бажекова, режиссер массовых мероприятий СДК. У нас полное взаимопонимание и слаженность. Мы вместе обсуждаем те или иные спорные моменты будущих концертов, номеров художественной самодеятельности и приходим к единственному верному решению. (Лидия Михайловна, которая находится во время интервью рядышком, в свою очередь утверждает, что ничего бы не смогла сделать, если бы рядом не было Гули Николаевны. — О.Ш.). Я ощущаю горячую поддержку родителей наших юных актеров.
У нас замечательные, отзывчивые люди, которые тепло приветствуют все наши начинания, творческие задумки, помогают словом и делом. Одни ширму помогут сколотить, другие — сценические декорации сшить. Это наши самые благодарные зрители, которые не заметят, простят какие-то наши погрешности. А многие с радостью сами участвуют в художественной самодеятельности, наверное, половина жителей Десподзиновки в разное время стояла на сцене.
Дом культуры в Десподзиновке — очень живой организм. Совсем недавно здесь появился театр пластики рук «Овация» — относительно новое направление в искусстве. Создается интерактивная площадка старины, она будет оформлена в виде русской избы, где можно будет увидеть старинные предметы быта, обихода. И можно будет попробовать ими попользоваться, чтобы лучше понять, чем и как жили наши деды и прадеды.
Олег Шипицын
На снимках: Г.К. Носкова и сегодняшние артисты «Забавы» Соколова Анна, Ильина Дарья, Ильина Галина, Кимейша Варвара, Кимейша Диана, Амирова Ильсияр.
Ольга ШипицынаПоследние новости
Губернатор Омской области продлил полномочия министров
Виталий Хоценко подписал новые указы о назначении ключевых чиновников.
Новые инициативы «Единой России» на 2024 год
Год первичных отделений обещает улучшения в работе партии.
Зима приближается: что ждать омичам в декабре
Прогноз погоды и возможные температурные аномалии в Омске.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку