Петербургский «Лес» пророс в Омске

Это случилось на «Ещё одном» фестивале независимых театров, организованном омским Центром современной драматургии.

Это случилось на «Ещё одном» фестивале независимых театров, организованном омским Центром современной драматургии. Три спектакля под общим названием «Лес» в Омске показало «Независимое объединение под руководством Бориса Павловича».

Пока зрители собирались на первый показ цикла, из зрительного зала доносились голоса. Похоже, актёры ещё репетировали. И тут послышалось знакомое: человек рассказывал, как его окликнули, он обернулся, но, оказывается, позвали не его, а другого человека с таким же именем. И он испытал стыд: « Стыдно своей готовности думать, что мир вокруг меня обращён ко мне, и я только его и интересую. В мире, оказывается, есть, кому до меня нет никакого дела» .

Да, этот монолог звучал в спектакле Омского академического театра драмы «Жизнь». Его по повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича» поставил когда-то Борис Павлович. Но в том спектакле был один нетолстовский персонаж: странноватый человек с аккордеоном, случайно попавший на поминки Ивана Ильича (Александр Гончарук). Он-то и произносил слова, сказанные не Толстым, а философом Владимиром Бибихиным в его лекциях о дневниках Толстого. Все спектакли цикла «Лес» (а их, как сказал Павлович, уже более 20-ти) и навеяны философией Бибихина, выросли из неё, как лес.

«Лес. Книга»

В зрительном зале кресла были расставлены бессистемно, рассаживаться можно было как угодно и даже двигать кресла по своему усмотрению или присесть на ступеньки.

« Куда вы смотрите, там и сцена », — объяснил режиссёр. Начал он с того, что в отличие от зелёного Омска Петербург — это каменный мешок. И если там пробивается сквозь камень трава или дерево, то это происходит вопреки законам города.

Вот и проект «Лес» пророс почти сам собой. Борис увлечён философскими работами Владимира Бибихина, на лекции которого в МГУ собиралось пол-Москвы. Причём, увлечён именно как театральный человек, поскольку тексты его, считает Павлович, по-театральному образны. Как превратить философию в театр, стало понятно, когда у него появились единомышленники и стали придумывать свои образные миры, связанные с текстами философа. Вот так и стал сам по себе прорастать «Лес».

Мы начали с «Книги», которую предложил нам сам Павлович. Он объявил, что собирается писать книгу, кажется, «Бибихин и театр», и надеется, что мы ему в этом поможем. Поэтому нам выдали тетради, ручки и предложили записывать всё, что интересно, в том числе — собственные мысли.

А дальше начался свободный разговор на предложенную философом тему. Мы обсуждали бибихинское понятие «захваченности». С одной стороны, «захват» — это насильственное присвоение. С другой, когда мы говорим, что захвачены чем-то или кем-то, мы же добровольно откликаемся сильным чувством. Поэтому Бибихин и говорит, что «захваченность» — это свобода, и противопоставляет ей «занятие» — то, что мы должны, обязаны выполнять, даже если мы этого не хотим. Но если человек присвоит себе внешнюю мотивацию, то «занятие» может трансформироваться в «захваченность».

Разговор обо всём этом был очень оживлённым, многие в нём поучаствовали. А в завершении желающие могли принять участие в ещё одном эксперименте: занавес раздвинулся, часть сцены осветилась, и любой мог оказаться по ту сторону рампы. Кто-то прошёлся в такт музыке, кто-то полежал, кто-то посидел, а одна пара очень красиво кружилась в медленном танце...

Не знаю, вынес ли что-то из нашей встречи для своей книги Борис Павлович, я кое-что полезное записала. Например, вот это: « Каждый может дать только собственный ответ на вопросы ».

« Лес. Ангелина»

Второй спектакль проекта проходил в небольшом пространстве бара «Secret room». Никогда раньше о таком не слышала. Впрочем, «секрет» — концепция этого заведения, оно — для своих, с улицы туда не зайдёшь. А мы пришли на спектакль «Лес. Ангелина».

Актриса Ангелина Засенцева начала знакомить нас с книгой Бибихина «Узнай себя». Уже в этом призыве есть потенциал к «захвату». Перейдёт ли он в «захваченность»? Актриса демонстрирует её, читая первые фрагменты книги с интонаций Эдварда Радзинского, который, как известно, всегда захвачен собственным текстом, и наблюдать его захваченность интересно независимо от содержания очередной телепрограммы.

Но постепенно интонация меняется, Ангелина уже никого не изображает, становясь самой собой. И на наших глазах старается «узнать себя» по методу Бибихина. Она рассказывает о себе, подтверждая свою искренность документально: предъявляет семейные фотографии, документы об образовании, карту своих передвижений по России. Признаётся, что её любимый автор-исполнитель — Михаил Круг, и даже поёт под гитару «Девочку-пай». Показывает фотографию кадра из «Теории большого взрыва», радуясь, что похожа на любимую актрису.

В алтайском посёлке, откуда она родом, люди «или рожают, или пьют». « Детей у меня нет », — говорит Ангелина. Это равно признанию, что есть проблемы с алкоголем. Да, и об этом она рассказывает. Но она ли всё это? Или настоящая Ангелина скрывается за этими фактами? Ведь Бибихин утверждает, что, занявшись самопознанием, человек стремится убежать от самого себя. А найдёт себя, когда забудется.

И, кажется, настоящая Ангелина появляется, когда документальный рассказ закончен, но её захватывают воспоминания об отце, о том, как он отверг её, и о том, что она несмотря ни на что чувствует себя «сыном своего отца». Именно в отцовских куртке и кепке она становится собой, потому что не «познаёт» себя, а «проживает» своё горе, свою потерю. « Поступок и есть человек », — говорил Бибихин. И мы этот поступок увидели. Мужественный поступок. Спасибо, Ангелина.

«Лес. Ожидание»

Кому не доводилось скучать в ожидании события? То вылет задерживают, то очередь в поликлинике движется очень медленно... Да мало ли, что ещё! Вот и у нас, собравшихся на очередной спектакль проекта «Лес», ожидание затянулось. Начиналось всё хорошо: в фойе ЦСД нас встречала приветливая администратор Татьяна, предлагала программки, рассаживала прямо тут, в фойе, предупреждала: как только актриса будет готова, нас пригласят в зал. Отвечала на телефонные звонки: объясняла заплутавшим зрителям, как пройти в ЦСД...

Ожидание затягивалось. Видимо, чтобы скрасить его, ответственная сотрудница начала переговариваться с собравшимися. Рассказала, что и она очень ждёт начала спектакля, потому что после этого сможет уйти, а у неё может быть интересная встреча. И тут... позвонила актриса и сообщила нашей Татьяне, что спектакль не состоится, потому что она «не в настроении». У бедняги-администратора приключилась истерика. Один из ожидающих зрителей даже попытался её успокоить: « Да ничего страшного! Не переживай ты так! ». И... ушёл, понимая, что ждать больше нечего.

Видимо, он не прочитал, что в программке написано: «театральная симуляция». А мы-то прочитали и поняли, что на самом деле спектакль уже вовсю идёт, а этот зритель, похоже, «подсадной». Правда, потом, на обсуждении, выяснилось, что это был такой же посетитель театра, как и остальные, но принял происходящее за чистую монету.

А те, кто не ушёл, прочувствовали, что ожидание может быть событием не меньшим, чем ожидаемое.

« Когда я это понял, то испугался: как много важного я пропустил, не понимая важности ожидания », — признался на обсуждении Ярослав Максименко, глава ЦСД.

В нашем ожидании были и минуты абсолютной тишины.

« Молчание может быть громче крика », — напоминала словами Бибихина Татьяна.

Перестав ждать, изменилась и она. Из делового, исполнительного администратора превратилась в обаятельную девушку, кружащуюся в танце. Это была точка перехода от ожидания к событию, и мы вместе её преодолели.

Песчинка ли человек в бесконечном мире или он и есть — бесконечный мир? Вот что мы проживали в этом странном «Ожидании» вместе с создателем «театральной симуляции» Татьяной Шуклиной.

Елена Петрова

Фото Алексей Пантелеев

Последние новости

Газпромнефть внедряет новую систему квалификации на омском заводе

Компания стремится к повышению квалификации своих сотрудников через инновационные методы обучения.

День Военно-морского флота в Омске

Празднование важного события для военно-морского флота России.

Судьи будут работать на срок до 6 лет

Президент России внес изменения в срок полномочий судей.

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *