14.09.2023

Почувствовать себя героем легендарных комедий позволит омичам выставка «Режиссёр Гайдай. Как он это делал?»

Проект иркутского «Гайдай-центра» приурочен к 100-летнему юбилею знаменитого советского режиссёра, сценариста и актёра.

Она открылась в музее им. Врубеля.

Проект иркутского «Гайдай-центра» приурочен к 100-летнему юбилею знаменитого советского режиссёра, сценариста и актёра. Его картинам уже больше 50 лет, но они по-прежнему любимы зрителями, а цитаты из них повторяют до сих пор. Все знают, что «наши люди в булочную на такси не ездят», что наш суд — «самый гуманный суд в мире», а про прекрасную девушку и по сей день говорят: «спортсменка, комсомолка и просто красавица».

Макет памятника Гайдаю, расположенного в Иркутске

«К сожалению, мало кто знает, что Леонид Гайдай родом из Иркутска, причём уехал он не в детстве, а в 26 лет, сложившимся человеком, актёром. Мы решили создать организацию, которая будет сохранять и развивать память о нашем земляке. У нас не было здания, и сначала мы создали онлайн-музей. Причём в виде компьютерной игры, с шутками, с видеороликами. Благодаря этому о нас узнали в стране. А эту выставку мы создали к 100-летнему юбилею Гайдая, и она тоже превзошла ожидания — её стали приглашать в разные музеи, а власти Иркутска наконец выделили нам помещение», — рассказал директор «Гайдай-центра» Юрий Яшников .

Вторая часть макета памятника Гайдаю в Иркутске

Каждый из разделов выставки рассказывает об определённом этапе создания фильма. Начинается всё с работы над сценарием. Зрители видят здесь портреты писателей, чьи произведения стали основой для фильмов Леонида Иовича: Короленко, Булгаков, Ильф и Петров и другие. Также воссоздан его домашний кабинет. Каждая деталь не случайна. На фото — внучка Гайдая, которая, к слову, помогала создавать выставку: именно она подсказала, какие книги стояли на полке у деда.


Следующий этап работы над фильмом — раскадровка. Ещё до начала съёмок режиссёр должен был продумать каждый кадр и сделать его эскиз. Ведь снимали раньше на плёнку, которая стоила дорого, поэтому расходовать её нужно было экономно.


Неожиданные открытия ждут посетителей в разделе «Кастинг». Конечно, такого слова в советском кинематографе не было, поясняет исполнительный директор выставки Ольга Стрекаловская, были фото- и видеопробы. Разглядывая снимки фотопроб, можно увидеть, что на роль Шурика претендовал молодой Евгений Петросян, а на роль Нины из «Кавказской пленницы» — Марианна Вертинская. Однако выбрал режиссёр другие лица.


Один из самых больших и интересных разделов — «Реквизит». Киностудия им. Горького предоставила для выставки подлинные костюмы из фильма «Ляна». Это была первая лента Гайдая, он выступил там помощником режиссёра и также сыграл одну из главных ролей.


«Киностудия им. Горького ведёт историю с 1915 года. У нас снималась вся отечественная фантастика: «Гостья из будущего» и другие. Первый фильм Гайдая «Ляна» вышел в 1955 году. То, что сохранились подлинные костюмы, — это уникальный случай. Раньше нормальной практикой было использовать вещи в разных картинах, перешивать, переделывать», — сообщила руководитель комплекса костюма и реквизита киностудии им. Горького Наталья Левина .


Ещё один уникальный экспонат — настоящий монтажный стол.


«Режиссёр монтажа не только должен видеть картину — как это всё будет выглядеть на экране, но также у него должны быть золотые руки, потому что кадры из плёнки вырезались вручную, кусочки склеивались и сделать это нужно было так, чтобы эти склейки были незаметны. У этого экспоната есть и дополнительная ценность: в конце ХХ века весь «Ералаш», который снимался в те годы на плёнку, монтировался именно на этом столе », — говорит исполнительный директор выставки «Гайдай-центра» Ольга Стрекаловская.


Предметов, знакомых по фильмам Гайдая, здесь много. Это, например, шприц Жане из «Кавказской пленницы», пылесос из «Иван Васильевич меняет профессию», коробка с кладом из «Бриллиантовой руки».


Многие хотят сфотографироваться с автомобилем из «Операции «Ы».


Ещё одна фотозона — кладовая самогонщиков.

Все бутылки можно брать в руки и использовать как реквизит для селфи или забавных портретов.


В разделе «Саундтрек» можно надеть наушники и послушать песни из фильмов Леонида Гайдая, к каждой подобран видеоролик.


А сняв телефонную трубу, можно услышать пожелания от Аиды Ведищевой — знаменитой певицы. Именно она исполнила «Песенку о медведях» в «Кавказской пленнице» и другие, хотя имя её из титров убрали — она была любимицей простых людей, но отнюдь не чиновников. В итоге из СССР Ведищева уехала в США, где также смогла не затеряться — получила музыкальное образование и активно выступала. Сейчас ей за 80, создатели выставки созвонились с ней и предлагают послушать запись.


Смешные фото получаются в телефонной будке с настоящим таксофоном.

— Аллo! Галoчка? Ты сейчас умрешь. Пoтрясающая нoвoсть! Якин брoсил свoю кикимoру, ну, и угoвoрил меня лететь с ним в Гагры!

Ещё две уникальных вещи — личный галстук Юрия Никулина и его записная книжка с портретом Нины Гребешковой на обложке. Нина Павловна была известной актрисой и женой Леонида Гайдая. Блокнот она подарила Юрию Владимировичу сама, и он пользовался им много лет. На букву «Г» там можно найти старый домашний телефон Гайдая.


Всего на выставке более 300 экспонатов. Работать в Омске она будет 2,5 месяца, а потом отправится в Санкт-Петербург.

Текст и фото: Наталья Семенова.

По теме:

Повод послушать «Гражданскую оборону»: со дня рождения Егора Летова исполнилось 59 лет

В Омске по утрам невооружённым глазом видно комету C/2023 P1 (Nishimura)

В Омске начались Дни Эрмитажа и открылась выставка с работами Моне и Ван Гога

Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей

Подписаться на канал Яндекс.Дзен

Подписаться на канал Телеграм

Источник: https://12-kanal.ru

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *