Кокошник Великой Княгини найден
Бывает так, что в коллекциях региональных музеев обнаруживают предметы, история которых выходит далеко за пределы своего края.
Бывает так, что в коллекциях региональных музеев обнаруживают предметы, история которых выходит далеко за пределы своего края. В Омском государственном историко-краеведческом музее таким артефактом стал кокошник из собрания традиционных народных костюмов.
Этим элементом старорусского женского гардероба заинтересовался известный исследователь, искусствовед и художник Андрей Александрович Боровский. Он начал работу с коллекцией ОГИК музея с целью изучения истории традиционных нарядов. На одной из старинных фотографий его внимание привлек кокошник, который украшал голову дочери Императора Александра III и сестры Императора Николая II – Ксении Александровны.
Интересна история появления этого головного убора, ведь кокошники не были свойственны для нарядов знатных особ начала XX века. Фотография Великой Княгини в образе русской боярыни была сделана в Зимнем дворце в 1903 году во время бала-маскарада в честь 290-летия правления Романовых. Это был самый пышный по своему размаху и роскоши бал последнего царствования, к тому же он является одним из наиболее задокументированных торжеств. Темой его было выбрано «допетровское время» и, соответственно, вся знать явилась на бал в костюмах бояр и стрельцов, а дамы — в расшитых жемчугами и самоцветами сарафанах и кокошниках. Среди них была и дочь Императора Александра III Великая Княгиня Ксения Александровна.
Стоит отметить, что каждый костюм бала-маскарада (который стоил целое состояние) шили по специальным эскизам художника Сергея Соломко с привлечением консультантов, созданным на основе исторических прототипов с использованием ювелирных украшений царской семьи. Драгоценностей было так много, что, казалось, гости были осыпаны ими с головы до ног. Центральным событием вечера был концерт в Эрмитажном театре со сценами из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами. По распоряжению Александры Федоровны после балов 11 и 13 февраля лучшие фотографы Санкт-Петербурга — Боассон и Эглер, Ренц и Шредер, Левицкий и другие — выполнили одиночные портреты и групповые снимки участников бала. Эти фотографии послужили основой для издания альбома с фототипиями, содержащего около двухсот изображений. Альбомы распространялись (за определенную, довольно высокую, плату) с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала. Именно благодаря запечатленному предмету на фотографии 1903 г. А. А. Боровский смог сопоставить его с предметом из коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея.
Но есть еще версии, связанные с балом 1903 г. Один из исследователей выдвинул идею, что бала 1903 г. не было вовсе, что это историческая фальсификация. Он считает, что эти костюмы, бал, фотографии — все было сделано гораздо позже, уже после Второй мировой войны, обосновывая свое мнение только лишь на том, что не найдена кинохроника того события ни в русскоязычном, ни в англоязычном интернете. Хотя, как он пишет, «как минимум, за 15 лет до этого бала, в 1888 году, уже могли снимать вполне приличные фильмы со звуком».
Он уверен, если бы эта кинохроника существовала, её давно бы выложили в свободном доступе. А раз этого нет, то и бала-маскарада не было в 1903 году. Автор этой идеи подвергает сомнению, что на кинохронику не было денег, а сшить десятки роскошных костюмов, каждый из которых стоил целое состояние, деньги нашлись. Поэтому, по его версии, бал — постановочное действие, снимали или на Мосфильме, или Ленфильме уже после Второй мировой войны. А так называемые роскошные костюмы, усыпанные драгоценностями, — это, якобы, «бутафория, российская знать — вымышленные персонажи». И цель этого мифа, делает он вывод, — создать множество фальшивых событий, которые бы убедили население послевоенной эпохи в реальности древнего дома Романовых для придания ему легитимности.
Но вернемся к фотоснимкам.
В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала 1903 г. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.
Такова загадочная история бала-маскарада 1903 г. Что считать правдой, а что мифом? Со временем историки разберутся. Но в Сибири кокошник Великой Княгини Ксении Александровны оказался уже в 1927 году. Он был передан из Ленинградского отделения государственного музейного фонда. С тех пор, зарегистрированный в музейных книгах, данный артефакт находится в коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея, и предположение А. А. Боровского о принадлежности головного убора самой Великой Княгине побуждает исследователей взглянуть на этот предмет по-новому.
Последние новости
Рост цен на автомобильное топливо в Омске
Омские заправки «Газпромнефти» увеличили стоимость бензина и дизельного топлива.
Сильная женщина: Лидия Ильина противостояла раку и сердечным недугам
История борьбы Лидии Ильиной вдохновляет многих
Омск увековечил память легендарного самбиста Александра Пушницы
В городе открыли мемориальную доску в честь выдающегося спортсмена.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией