Людмила Мизурова. “Наша Куртайлинская школа”
У каждого человека есть на земле особенное для него место – где прошло его детство.
У каждого человека есть на земле особенное для него место – где прошло его детство. Именно о таком уголке мы часто вспоминаем, мечтаем там побывать. У Людмилы Ивановны Мизуровой (Лапиной), автора большого повествования, публикацию которого мы начинаем в сегодняшнем номере, – это деревня Куртайлы Саргатского района. Здесь прошло её детство, а в Куртайлинской школе, которой в этом году исполнилось 135 лет, она училась, в ней работали и её родители-учителя. 20 лет Л.И. Мизурова прожила вместе с родителями в Саргатском районе и уже 47 лет – в Большереченском. Педагог по образованию, учитель русского языка и литературы, она много лет работала в сфере образования и просвещения этих двух соседних районов.
Несколько лет назад вместе с друзьями, куртайлинцами, она побывала в милых сердцу местах, в школе, через полвека после своей учёбы в ней. Вспомнилось многое, захотелось поделиться впечатлениями и воспоминаниями. «Думаю, что в Саргатском районе живёт много тех, кто, вспоминая школу, в которой учились, говорят: “Наша Куртайлинская школа”, – пишет Людмила Ивановна. – Память о ней живёт в душе многих, хочется порадовать куртайлинцев, живущих в Саргатском районе». 12 глав своего повествования автор посвятила школе, учителям, её ученикам, Куртайлам. Здесь и её личные воспоминания, и друзей-куртайлинцев. А начинает рассказ она о своих удивительных родителях. Благодаря автору, мы познакомимся с уникальной историей, но, думается, что не меньшую ценность представляет и сам материал – с многочисленными деталями, с интересным, ярким описанием, с редкими фотографиями, глубоко осмысленный и выстраданный Л.И. Мизуровой.
(На снимках: Куртайлинская школа, в этом году ей исполнилось 135 лет.
Л.И. Мизурова).
Важное решение
Всё замечательно складывалось у молодой четы педагогов Ивана и Зои Лапиных. Четыре года назад, окончив Омский педагогический институт, они сыграли студенческую свадьбу после последнего экзамена, и были направлены на работу в Красноярскую среднюю школу Любинского района. Зоя Павловна учила детей русскому языку, литературе, а Иван Николаевич работал завучем и вёл уроки географии. Через год И.Н. Лапин был назначен директором средней школы в районном посёлке Любино. Колллектив был сильный, хорошо образованный, дружный. Школа была очень большая, 1200 учащихся и 70 учителей. Десятых классов – 6, девятых – 9, а пятых и шестых – не счесть. В первые годы мирного труда, без войны, многие, бросившие учёбу в лихие годы, пошли учиться. Занимались в двух ветхих корпусах в три смены. Иван Николаевич начал строительство нового двухэтажного здания школы. Было много дел и планов.
Но всё изменилось. После очередного медосмотра рентгенолог объявил молодому директору школы, что нужно серьёзно заняться своим здоровьем. Порекомендовал санаторий, сменить обстановку и два года не работать, чтобы укрепить здоровье. Минувшая война снова напомнила о себе участнику Великой Отечественной войны, офицеру запаса И.Н. Лапину: сказались снежные окопы фронта… Супруги приняли решение: нужно жить среди леса, возле озера, то есть там, где свежий и чистый воздух. И они нашли такое место. Летом 1955 года семья с маленькой дочуркой и бабушкой переехала в село Куртайлы Саргатского района Омской области.
«Медвежий угол»
Деревня располагалась в дальнем уголке района в окружении лесов, на берегу живописного озера. По привычке люди называли её селом. И не без основания. Это было необычное место. Поселение имело давнюю историю, основано было в 1726 году. В центре села стояла высокая деревянная церковь в одной связи с колокольнею, на каменном фундаменте; когда жители возвращались домой после дальнего пути, их приветствовали видневшиеся издалека церковные купола. Построена церковь была в 1868 году в честь святой Троицы на средства прихожан. Когда-то с иконами и богатым убранством внутри, о чем сообщал в «Справочной книге Омской епархии» 1914 года И.С. Голошубин. К Куртайлинскому приходу, кроме самого села, относилось 12 деревень: Мало-Казанцево, Индеры, Плоское, Стерхово, Больше-Казанцево, Старо-Редькино, Колмакуль, Ново-Троицкое, Голицынское, Александровское, Ильбяково, Орловское. Народ уже не помнил, когда с храма были сброшены кресты, но жители, провожая в последний путь своих родных, по дороге на кладбище всегда останавливали процессию и крестились на его купола. Уже давно не действующий храм не только почитался народом как архитектурный исторический памятник, но и привносил в жизнь сельчан атмосферу особенной сердечной памяти. По берегу озера тянулась длинная улица с двумя рядами домов, другая улица выходила к новому зданию школы, расположенному в центре села.
Когда церковный приход был закрыт новой властью, село продолжало оставаться окружным центром. В 1923 году здесь был образован Куртайлинский сельский совет Саргатской волости Тюкалинского уезда Омской губернии. Меняя своё название после нескольких административных реформ, он просуществовал 31 год. В 1954 году Куртайлинский сельский совет был упразднён и передан в административное подчинение Плосковского сельского совета Саргатского района Омской области.
В селе шла размеренная трудовая жизнь. Единственное, на что можно было посетовать, – это сложность поездок в распутицу до районного и областного центров. «До вашего медвежьего угла не так просто добраться!» – ворчал какой-нибудь гость. Но восхищение благодатной природой компенсировало транспортные неудобства.
«Мы были молоды»
В Куртайлинской семилетней (потом стала восьмилетней) школе в то время обучалось всего 120 учащихся, было девять учителей. Иван Николаевич (мой папа) был назначен директором школы. Свои воспоминания о том времени оставила для нас моя мама Зоя Павловна Лапина.
«Как и советовали врачи, здесь мы обзавелись коровой, у бабушки я научилась её доить, были куры, огород. Наш дом стоял у озера. В озере рыбы полно, в лесу – дичи. На полянах и в лесах грибы и ягоды рядом за деревней. Природа – чудо! И стали мы жить да поживать, добра наживать.
Мы были молоды и энергичны. Нас полюбили и ученики, и учителя, и жители села. Здесь нам было спокойно и хорошо. Коллектив учителей был, как одна родная семья. Все праздники и дни рождения всегда справляли вместе. Ставили спектакли, устраивали вечера в школе и в клубе, вели кружки.
Мы стремились сделать уроки интересными. В городе покупали на свои личные деньги наглядные пособия, убрали по-новому классные комнаты. Около школьного здания посадили цветы и деревья. Дрова для школы заготавливали сами.
Работая директором, Иван Николаевич имел большой авторитет у учителей, он не распекал коллег, а учил их по-доброму. Весело и радостно было жить и работать. В Куртайлах у нас в 1956 году родился второй ребёнок, сын Саша.
Ехали мы сюда годика на два, а прожили десять лет. В 1965 году мужа назначили директором открывшейся десятилетки в селе Новотроицком».
(На снимке: Коллектив учителей Куртайлинской школы, 1958-1960 г.)
Предваряя рассказ о церковно-приходской школе
Материал «Наша Куртайлинская школа» был уже отправлен в редакцию газеты “К новым рубежам”, а меня все ещё волновал вопрос: как звали куртайлинского священника, открывшего церковно-приходскую школу. Хотелось хоть что-то узнать о его судьбе и сделать главу «На пути к всеобщей грамотности» более полноценной. Набирала в поисковике разные формулировки – безуспешно. И вот когда уже было опубликовано в газете начало материала и верстался сегодняшний номер с его продолжением, на мой очередной запрос в интернете о куртайлинской церкви вышел текст из справочной книги “Омская епархия” К. Скальского от 10 июня 1899 года: “Священник Михаил Сивиллов, сын священника 73 лет окончил курс в Омском духовном училище, состоит в приходе сем 32 года, имеет камилавку (церковная награда)”. Даже не верилось, что это тот самый человек, о котором я хотела узнать! Получается, что на момент открытия школы в Куртайлах он был в возрасте 61 года – значит, при нём же была открыта и церковь в 1868 году. Михаилу Сивиллову было тогда 42 года. Видимо, он и строил или достраивал Троицкую церковь. Радовался, когда водружали на неё золоченые купола… Я представляю, как батюшка заходит в ту церковь, которую я видела с детства, степенно готовится к службе, надевает красивое облачение. Выходит к прихожанам…
За два-три дня сложилась картина о священнике и его семье. Узнала я и об учителе Гладышеве, о более ранних годах его жизни в нашей деревне. Все это поменяло представление о начале образования школы в Куртайлах: уже 146 лет назад учили здесь детей, а не 135, как я считала…
Предваряя рассказ о церковно-приходской школе в Куртайлах, следует упоминуть Лидию Ивановну Чеченину – жительницу села Верблюжье, учителя истории (они с сестрой Валентиной учились в Куртайлах какое-то время). Именно от неё я впервые услышала о дате появления церковно-приходской школы в Куртайлах – было это на празднике в Куртайлах в июле 2018 года в честь 150-летия образования церкви. В своем выступлении Лидия Ивановна тогда очень много рассказала об истории нашей деревни, церкви и школы.
В результате эта глава получилась самой насыщенной по информации и, думаю, очень ценной. Повторюсь, это меняет представление о том, когда стали учить грамоте в Куртайлах.
На пути к всеобщей грамотности
26 июня 1884 года вышел указ императора Александра III об учреждении церковно-приходских школ, ставший ключевым шагом ко всеобщему начальному образованию. Ведь церковь существовала в каждом селе, а обучение священников в семинариях давало необходимые знания для преподавания в начальной школе. Развитие сети церковно-приходских школ позволяло успешно распространять в русской глубинке грамотность. Кроме того, на базе школ планировалось создать сеть библиотек для народного просвещения. На указе император собственноручно написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле».
Параллельно шло и развитие светского образования, открывались так называемые министерские школы – подведомственные Министерству народного просвещения. И те, и другие были начальными, в основном с 4-летним обучением.
Церковно-приходские школы начали создаваться с 1721 года, но именно указ 1884 года привёл к бурному росту количества таких школ, которые были бесплатными и общедоступными. Учёба была не обязательной, а лишь по желанию родителей. К началу ХХ века сельские жители стали понимать их преимущество, и большая часть крестьян стала отдавать в школы мальчиков (потом и девочек).
В селе Куртайлинском в 1887 году была открыта церковно-приходская школа, одна из первых на территории Саргатского района. С 1890 года школа помещается в собственном здании.
Вот что известно на сегодняшний день о священнике, основателе Куртайлинской школы, который был первым учителем ребятишек из села и соседних деревень, – Михаиле Николаевиче Сивиллове.
Михаил Николаевич Сивиллов родился около 1826 года в Пензенской губернии. Женат был на Пелагее Сергеевне Сивилловой. В семье родились двое детей: сын Виктор Михайлович, ок. 1857 г.р., и сын Андрей Михайлович, ок. 1862 г.р., обучался в Омской учительской семинарии. В семье Виктора Михайловича (псаломщика) и Афанасии Васильевны родились двое сыновей: Андрей Викторович, 1880 г.р., и Пётр Викторович, ок. 1882 г.р., – в селе КуртайлинскомБаженовской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии. Родители мальчиков рано умерли от эпидемии холеры, и их воспитывал дед Михаил Николаевич.
М.Н. Сивиллов окончил Омское духовное училище не позднее 1846 г. Рукоположение: 25.12.1859 г. – во диакона, 16.06.1867 г. – во священника. Служил в церквях Тобольской и Сибирской епархии. 16.06.1867 г. назначен священником в Троицкую церковь с. КуртайлинскогоТюкалинского уезда Тобольской губернии. Имеет церковные награды. А с 16.11.1876 года он – законоучитель в приходском училище. Это на одиннадцать лет раньше возникновения церковно-приходской школы! Можно предположить, что именно с этого года в нашем селе начался первый этап развития школьного образования.
Учреждение и финансирование приходских училищ возлагалось на приходы и сельские общества, причём было полностью добровольным. Их задачей было сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучение в них вели народные учителя и приходящие законоучители-священники.
Дело деда-священника продолжил его внук Андрей Викторович Сивиллов. Он окончил Тобольскую духовную семинарию в 1903 году по II разряду. Рукоположен во священники 20.08.1905 года и поставлен служить в Никольскую церковь с. Саргатское Тюкалинского уезда Тобольской губернии. На этом месте пробыл до 1.12.1915 года. Затем переведён в новую Покровскую церковь на станции Ишим, где стал первым настоятелем храма. Был женат, в семье были три дочери. Андрей Сивиллов стал жертвой политических репрессий, расстрелян в 1937 году. Реабилитирован в декабре 1956 года.
Вот такие разные судьбы деда и внука, наших земляков, оставивших духовный след на нашей земле.
История сохранила и имя учителя школы Матвея Егоровича Гладышева, ссыльного, долго работавшего в Куртайлах. За хорошую работу он был направлен на курсы в Омске. Его ученики получали свидетельства IV разряда – льгота от воинской повинности. Имя Матвея Егоровича Гладышева я увидела в «Отчёте о краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ Омской епархии, бывших в г. Омске с 1 июня по 5 июля 1899 г.». Он в этом списке из сорока фамилий учителей, вызванных на курсы. (В это время и Михаил Сивиллов, и Матвей Гладышев работали в с. Куртайлинском, знали друг друга. Они упоминаются в документах одного и того же года.). Кроме общих предметов, слушателей обучали церковному пению. После торжественной церемонии вручения свидетельств о занятиях на курсах всем подарили Евангелия и пожелали быть распространителями истинно христианского просвещения.
Ещё очень интересную фамилию нашла в списке утверждённых церковными старостами: к церкви села Куртайлинского – крестьянин Козьма Носков. Это родной дедушка моей бывшей одноклассницы Зины Могилёвой, папа её матери Марии Кузьмовны (в девичестве Носковой). Зина родилась уже после ухода в мир иной своего деда, но помнит рассказы о нём своей бабушки Анны и была очень рада о нём услышать. Козьма Носков был грамотным и ответственным человеком.
(На снимках: Церковь уже без крестов, в советское время. Фото – из семейного архива: 21 августа 1962 года хоронят мою прабабушку Анастасию АмосовнуБарашенкову, которая жила с нами. Мне было 10 лет, я помню этот день. Остановились у церкви, чтобы помолиться, провожая в последний путь, и двинулись дальше.
Фото из интернет-источников, примерно 1947 год.)
Период расцвета
Мне неизвестны многие и многие учителя и директора нашей Куртайлинской школы. Неизвестны обстоятельства и условия, в каких проходил педагогический процесс, захвативший годы 19, 20 и 21 веков. Возможно, школа переживала несколько периодов расцвета. Одним из таких периодов повсеместного энтузиазма является время после 1884 года, когда стали возникать и развиваться церковно-приходские школы. Думаю, что не была исключением и наша Куртайлинская школа. А сколько преобразований, изменений и школьных реформ переживала школа в советское время и позже.
После Октябрьской революции церковная школа была упразднена Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению». Все образовательные учреждения становились государственными. Страна стремилась ликвидировать безграмотность, и всё население в возрасте от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте. Начальное образование становится обязательным.
В конце 1930-х годов в городах и посёлках было введено всеобщее семилетнее обучение. В 1958 году вводится всеобщее обязательное 8-летнее образование (в Куртайлах восьмилетка образована в 1963 году). Эти школы стали называться школами с неполным средним образованием. После их окончания можно было продолжить учёбу в средней школе, училище или техникуме. Обучение было бесплатным.
Появилась семилетняя школа и в селе Куртайлы. В предвоенные и военные годы в ней учились родители моих друзей.Несмотря ни на какие трудности, они стремились к знаниям, хотели быть грамотными. Кто-то стал работать, а кто-то уехал учиться дальше. И я думаю, что расцветом Куртайлинской школы были двадцать послевоенных лет. Во-первых, школа перешла с 4-летнего на 7-летний обязательный курс обучения, расширился объем знаний, получаемых в школе. Педагогический коллектив пополнился учителями-предметниками. Во-вторых, увеличилось количество учащихся в 5-6-7-х классах. Окончив в своих селениях начальную школу, дети приезжали учиться в Куртайлы. Кто-то жил на квартире или у родственников, другие – в школьном интернате. Изменилась и общественная атмосфера, семьи настроены были на то, чтобы «выучить своих детей».
В 1950 году в Куртайлах построили новую школу со светлыми классами. Проводилось много вечеров и праздников для детей, работали кружки. Очень высоким был авторитет учителя, заметно вырос престиж знаний.
Называя периодом расцвета нашей школы годы примерно с 1945 по 1965 – двадцать послевоенных лет, я вспоминаю двух директоров нашей школы, работавших здесь в эти годы. Случайно или неслучайно они оказались именно в этой школе именно в это время, в период подъёма? Возможно, это было простое стечение обстоятельств, которому они соответствовали. Они были похожи своей судьбой: оба – фронтовики, один – танкист, дошедший до Берлина, другой – офицер-пехотинец, защищавший Москву. Один сменил другого на посту руководителя Куртайлинской неполной средней школы, а потом вместе работали в Новотроицкой средней школе. Дружили и понимали друг друга без слов. Это были Иван Иванович Усов и Иван Николаевич Лапин (мой папа). Иван Иванович строил школу, работал в ней примерно с 1947 по 1955 год, Иван Николаевич был директором с 1955 до 1965 года.
…Рассказывает Лидия Зайковская (Балова) (после начального обучения в д. Плоское она училась в семилетней Куртайлинской школе, которую окончила в 1957 году):
«Из-за тяжёлых семейных обстоятельств (бедность, пятеро детей, отец – инвалид Великой Отечественной войны) родители не в состоянии были отправить меня на дальнейшее обучение. На этом бы и закончилось моё образование. И.Н. Лапин был небезразличен к тому, чем будут заниматься выпускники его школы. До него дошёл слух, что я и моя подруга Екатерина Шипицына (мы были лучшими ученицами в школе) не сможем продолжить дальнейшее обучение. В середине августа 1957 года Иван Николаевич на велосипеде приехал в нашу деревню Плоское, повстречался с моими родителями и родителями Екатерины и убедил их, что при всех имеющихся трудностях я и моя подруга должны продолжать обучение. И так с его напутствия и благожелательной помощи родители отправили нас на учёбу в среднюю школу в село Баженово. Своим вниманием и неравнодушием к людям Иван Николаевич запомнился нам на всю жизнь. За что мы всегда ему благодарны. Всем, чего я добилась в жизни, я обязана Ивану Николаевичу Лапину».
Л.Е. Зайковская, окончив Иркутский институт иностранных языков, сорок лет проработала старшим преподавателем на кафедре иностранных языков в Омском политехническом институте.
…Возможно, кто-то захочет детально и внимательно поработать в архивах, чтобы узнать имена всех учителей Куртайлинской школы, например, за последние сто лет её существования. В этом материале я и другие рассказчики вспоминаем только о некоторых учителях и о том времени, в котором жили. Это лишь несколько эпизодов из того большого пути, пройденного нашей Куртайлинской школой.
(На снимках:
В центре – директор школы И.И. Усов. Фото из семейного архива В.В. Заикиной (Волынкиной).
Иван Иванович Усов. Иван Николаевич Лапин, 1955 г.).
«Да это же наша тётя Маруся!» – удивился В.С. Ефимов, разглядывая общую фотографию. Вслед за ним узнали учительницу М.А. Парыгину (Носкову) и другие родственники. Её сын Александр рассказал, что Мария Андреевна Носкова (она на снимке в прошлом номере газеты – крайняя справа в среднем ряду в пестром платье) родилась в Куртайлах в 1926 году, окончила Куртайлинскую семилетнюю школу, училась в Саргатке на педагогических курсах. С сентября 1945 до лета 1958 года работала учительницей начальных классов в Куртайлах. Здесь вышла замуж, родились сын и дочь, семья переехала в Омск. До выхода на заслуженный отдых Мария Андреевна трудилась в 113-й школе г. Омска, имеет награды за педагогическую работу.
«Мария Андреевна, наша тётя Маруся, занимала в моей жизни особое место, – делится Галина Фрикель (Ефимова). – В ней педагог чувствовался всегда. Она умела слушать и слышать, беседа с ней всегда была интересной, наполненной превосходным чувством юмора, доброжелательностью и мудростью, общаться с ней было одно удовольствие. Она прожила 95 лет и до преклонного возраста не потеряла эти замечательные качества».
Школьники из Галицыно
Подружки Лида Довиденко (1929 г.р.) и Маруся Кудряшова (1927 г.р.) жили в деревне Галицыно, в пяти километрах от Куртайлов. Воспоминаниями делятся их дочери.
Татьяна Ершова: «Детям приходилось ходить на занятия каждый день пешком. Вставали очень рано, затемно, чтобы не опоздать на уроки; собирались группой и шли – где дорогой, где через лес… По пути у них был ручей. Они разувались и переходили босиком по холодной воде, иначе обувь намокнет, а идти ещё далеко… А ещё они боялись волков. В темноте зажигали огонь и делали типа факела, чтобы отпугнуть зверей.
Ходили в школу в любую погоду. Только в лютые морозы дети квартировались у кого-нибудь в Куртайлах, а на выходные всегда домой приходили и тоже, бывало, затемно. Моя мама, Лидия Арсентьевна, училась в Куртайлинской школе с 5 по 7 класс».
Надежда Приходина: «Мои дед Андрей Сергеевич и бабушка Ефросинья Михайловна Кудряшовы жили в Галицыно, в семье у них было пять детей: Прасковья, Александр, Маруся, Анна и Павел. Все они окончили Куртайлинскую семилетнюю школу. Прасковья поступила в Омское педагогическое училище, работала в начальной школе в д. Галицыно. Александр получил высшее инженерное образование. Анна и Павел окончили профессиональные технические училища.
Детям пришлось учиться в трудные предвоенные и военные годы. Одежда тёплая была не у всякого ребёнка, а обувь носили по очереди.
В каникулы все дети помогали взрослым на посевных, на покосах, на заготовке дров, на уборочных; девочки помогали поварихам готовить обеды и возить на поля – кормить хлеборобов, косцов, тружеников. Кто-то был почтальоном и доставлял почту из Новотроицкого в Галицыно, кто-то возил на телеге, запряжённой лошадьми, молоко во флягах в Новотроицкое на молокозавод. Да ещё и дома помогали выращивать урожаи на своих огородах.
Все они прошли суровую трудовую школу жизни, выросли достойными, целеустремлёнными людьми, вырастили в своих семьях трудолюбивых детей и прожили до глубокой старости. Хвала нашим дедам, выстоявшим в войне, и нашим родителям, поднявшим страну до небывалых высот и вырастившим нас, их детей, достойными людьми!».
Фотоснимок 1945 года
Этот снимок из семейного архива Галины Михайловны Титовой из р.п. Саргатское. Он был приклеен в альбоме ее мамы Марии Никитичны Титовой (Федоровой). Под ним стояла подпись: «1945 год». Предполагалось, что девочки на этой фотографии – выпускницы семилетней школы. А на переднем плане в темном платье с белым воротничком – юная учительница Мария Никитична Фёдорова. (С Галиной мы учились в Саргатской школе в параллельных классах. Случайно я узнала от нее, что ее мама работала в Куртайлах, да еще в военные годы.). После учёбы в Баженовской школе, поступив на заочное обучение в Омское педагогическое училище, три года Мария Никитична вела в Куртайлинской семилетней школе начальные классы и географию. Жила на квартире у тёти Гали Баклановой. Вместе с ней снимала квартиру ещё одна учительница – Екатерина Кирилловна Пиварчук (впоследствии Е.К. Бутова).
Время было военное, в деревне оставались только старики, женщины и дети. Все мужчины ушли на фронт.
Со слов своей мамы Галина Михайловна рассказывает: «Не хватало учебников, тетрадей, писали на газетах и старых книгах. Летом и осенью старшеклассники и учителя помогали колхозу на сенокосе, в прополке и уборке овощей».
Молодая учительница редко бывала дома. Однажды зимой решила навестить маму, сестру и младшего брата и заодно взять из дома продуктов, надеясь вернуться назад с попутной подводой. До села Баженово пришлось идти пешком. До соседней деревни (промежуточного пункта) Мария доехала, но впереди было ещё несколько километров заснеженной дороги. Оглянувшись, увидела: за ней следует волк. Ничего не оставалось делать, как, взяв себя в руки, продолжать путь. Между тем смеркалось. Волк шёл за ней, не сокращая расстояние. Девушка остановится передохнуть – и он присядет, дальше пойдёт – и он следом двигается. Только перед самым селом волк свернул с дороги в лес. Такое приключение не забудешь.
В августе 1946 года Мария Никитична была переведена в среднюю школу в с. Баженово, там вышла замуж. Через несколько лет семья переехала в р.п. Саргатское. М.Н. Титова (Фёдорова) много лет проработала учителем начальных классов и передала эстафету своей дочери – Г.М. Титовой. За свою работу награждена значком «Отличник народного просвещения» и орденом «Знак почёта».
На старинной фотографии Марии Фёдоровой девятнадцать лет. На обратной стороне снимка, бережно хранимого 77 лет в семье Титовых, подписаны имена школьниц, окончивших в тот год семилетнюю школу. Осторожно отсоединив фотографию от альбомного листа, Галина Михайловна прочитала строчки, написанные рукой её мамы: «Фотоснимок уч-ся 7 класса Куртайлинской НСШ 1944-1945 г. Слева направо: Овсянова Мотя, Кулишкина Шура, Шипулина Нюся, Картавенко Валя, Носкова Нюся, Кучковская Паша. Учителя: Скороходова Анастасия Васильевна, Фёдорова Мария Никитична. 1945 г., июнь».
Долго смотрела я на лица милых куртайлинских девочек из победного сорок пятого года, и мне так хотелось, чтобы все они дождались с окончившейся войны своих отцов и братьев.
(На снимках:
М.А. Парыгина (Носкова), из семейного архива Галины Фрикель (Ефимовой)
Фотоснимок 1945 года. Куртайлинские выпускницы со своей учительницей Марией Никитичной Федоровой. Фото из архива дочери Марии Никитичны – Галины Михайловны Титовой.
Документ выпускницы семилетней Куртайлинской школы 1944 года Кудряшовой Марии Андреевны из деревни Галицыно. (После предмета «Черчение» от руки написан предмет «Военное дело», который был введен в школы в 1942-1943 учебном году. Изучали строевую, противохимическую подготовку, стрелковое оружие, военно-санитарное дело.).
Новая школа
Война закончилась, наступил долгожданный мир. Страна постепенно восстанавливала народное хозяйство, всюду чувствовался дух обновления.
В Куртайлах дети занимались в ветхом здании, пришла пора построить для ребятишек новую школу. Такая задача была поставлена новому директору школы – Ивану Ивановичу Усову.
И.И. Усов родился в деревне Михайловка Саргатского района. В 1939 году отсюда он был призван в Красную Армию. Дома остались жена Полина Матвеевна с четырёхлетней дочкой Галочкой. О том, что родилась дочка Фая, ему сообщили в скором времени в воинскую часть. Но солдату не суждено было в положенный срок встретиться со своей семьёй. Началась длинная дорога Великой Отечественной войны. Солдат-сибиряк прошёл её до самого Берлина, участвуя в боях на своём танке под номером «13». Иван Иванович всегда говорил, что это счастливое число. «Отец вместе со своими боевыми товарищами вёл бои на улице Бисмарк-Штрассе в г. Берлине», – когда-то давно рассказывал его сын Валерий. Название этой улицы написано и в наградном листе к медали «За отвагу», которой был награждён командир орудия танка КВ-122 гвардии старшина Иван Иванович Усов 10 мая 1945 года.
Почти семь лет не был дома солдат. Подросли дочки. Дождалась семья воина-освободителя.
Фая, вспоминая своё детство, выпавшее на военные годы, написала стихотворение, в котором есть строчки о папе:
…В маленькой избушке холодно и пусто,
И, конечно, очень нам без мамы грустно.
Чтобы не замерзнуть, мы кутались в пальто
И смотрели долго в замерзшее окно.
Мы с сестрой с окошка не сводили глаз.
Приходила мама, согревала нас.
Но зима растаяла, и пришла весна,
И весною этой окончилась война.
Засияло солнце, прогремели грозы.
От радости и горя полилися слезы.
Пришел войне долгожданный конец,
Живой, невредимый вернулся отец…
Возвратившись домой, в Михайловке Иван Иванович пробыл недолго. Работал учителем, учился в педагогическом училище. И вскоре семья переехала в Куртайлы. Здесь родился сын Валерий.Года через три – в 1950 году – произошло радостное событие для учащихся и их родителей: было построено новое здание школы.
После окончания Великой Отечественной войны в школы пришло работать много учителей-фронтовиков. Познавшие цену жизни, отстоявшие мир, они были примером настоящего патриотизма, воспитывали в детях порядочность, доброту, целеустремленность. Таким был Иван Иванович. Он был любимым учителем для многих учеников – и здесь, в Куртайлах, и позже – когда переехал с семьёй в село Новотроицкое.
Вместе с женой Полиной Матвеевной они воспитали троих детей. Галина работала в омском магазине «Радость», Фаина и Валерий стали учителями: Фаина Ивановна (впоследствии Чупракова) – учителем начальных классов, Валерий Иванович был талантливым музыкантом, преподавал музыку, создавал школьные хоры.
В новую школу девочка Варя Волынкина пошла уже пятиклассницей. Она до сих пор помнит годы учёбы.
«Классы были большими, было много учеников и из других деревень. Много детей жили, вернее, как говорили, «стояли» на квартире. Своя семья была – и дополнительно брали на себя ответственность за «квартирантов». Жили все дружно, чужих детей не отделяли. Все вместе и в школу, и за стол, и на улицу погулять. Как родственники были», – рассказывает Варвара Васильевна.
В семье Волынкиных своих было трое детей. С Варей в одном классе учились и жили у них Донских Люба из Мало-Казанцево, Волкова Пана из Галицыно, Зубков Саша (постарше классом) из Беспалово. Позднее жила Видманкина Нина из Галицыно. Всем хватало места.
Варя училась в 5 Б классе. В школе учились и два её младших брата, Алексей и Владимир. Учились и двоюродные братья.
Ученики вместе с учителями благоустраивали территорию возле школы: ходили в лес, выкапывали берёзки и высаживали их возле школы. В палисаднике, на той стороне, где колодец, дети садили цветы, в течение лета ухаживали за ними, пололи, поливали. Ученикам ставили «отработку» за выделенные для них часы.
В альбоме Варвары Васильевны Волынкиной сохранилась фотография учащихся 6 Б класса Куртайлинской семилетней школы за 1951-1952 учебный год. Варя на фото – крайняя справа в белой кофточке.
На фото (слева направо): верхний ряд – Лёня Кудряшов, Пана Волкова, Надя Антилогова, Нина Кудряшова, Аня Богданова; второй ряд сверху – Люба Донских, Дина Парыгина, учителя Евгений Павлович, Степанида Иосифовна Усова (жена брата И.И. Усова), Екатерина Николаевна, Ольга Адамовна Магнушевская, Варя Волынкина; третий ряд сверху – Лёня из Галицыно, Лёня Пархоменко, Виктор из Стерхово, Алла Новикова, Люба Гладкова, Варя Ткачёва; нижний ряд – Коля Парыгин, Серёжа Донских, мальчик из Стерхово, Саша из Мало-Казанки.
Бывшим одноклассникам В.В. Волынкиной (Заикиной) в настоящее время может быть по 85 лет. И кто-то вдруг узнает себя на этом снимке или своих родителей, бабушек и дедушек…
Вот еще один интересный факт. Варвара Васильевна вспоминала, что её дед Иван Андреевич Волынкин тоже учился в Куртайлах, окончил церковно-приходскую школу, служил в местной церкви, пел в церковном хоре. А в честь его сына-героя Гавриила Ивановича Волынкина (родного дяди Вари), не вернувшегося с войны, названа улица в посёлке Саргатское.
(На снимках:
Иван Иванович Усов с дочерью Фаей, 1947 год, Куртайлы. (Фото из архива дочери Фаины Ивановны, внучки И.И. Усова – Светланы Николаевны Чупраковой из с. Новотроицкое).
6 Б класс Куртайлинской школы, 1951-1952 учебный год. Варя Волынкина, которая делится своими воспоминаниями, – во втором ряду сверху крайняя справа, в белой кофточке. В ноябре 2022 года ей исполнилось 85 лет. (Фото из архива Варвары Васильевны Заикиной (Волынкиной)).
Первый класс
Первый класс для каждого человека особенный. Именно здесь начинается длинный, иногда бесконечный путь к знаниям, и очень важно с радостью и хорошим настроением сделать свои первые шаги.
Деревенские ребятишки уже знали, кто в этом, 1959 году, пойдёт в первый класс. Оказывалось, что начнут учиться в школе семь мальчиков и одна девочка, то есть я. Подружку Надю, жившую по соседству, родители хотели отдать в школу на следующий год, потому что у неё день рождения пятого сентября. Но потом передумали, и, к большой моей радости, в школу мы пошли вместе, нас посадили за одну парту. В нашем классе учились Юра Волынкин, Саша Волков, Лёня Калашников, Витя Степанов, Коля Куксов, Быков, Надя Панова и я, Люся Лапина. В третьем классе к нам пришла новенькая, Зина Могилёва.
1 сентября был прекрасный тёплый день. Мама заранее нагладила мне школьную форму, белый фартук и белые ленточки для косичек, приготовила красивый букет из астр и георгинов для первой учительницы, и утром мы пошли в школу.
Доброжелательная, спокойная, с мягким голосом и милой улыбкой, Раиса Федоровна Калашникова, как добрая фея, приняла нас, первоклашек, в свои заботливые руки. Она научила нас красиво, с правильным нажимом писать буквы (мы писали перьевой ручкой, макая перо в чернильницу-непроливашку), научила складывать слоги в слова, писать мелом на доске и не бояться отвечать урок перед всем классом. Мы учились в одной классной комнате (как тогда было принято) с третьим классом. Раиса Фёдоровна легко распределяла внимание на оба класса, видела каждого ученика. Пока мы выполняли письменное задание, другой класс отвечал устно, и мы с удовольствием слушали, как они рассказывают стихи или читают сказки. В классе была уютная рабочая атмосфера. Учиться было очень интересно.
Всегда с душевной теплотой и благодарностью вспоминаю свою первую учительницу. Сколько куртайлинских ребятишек научила она грамоте за двадцать два года работы! В 1976 году Раиса Фёдоровна переехала с семьёй в Омск.
Классной руководительницей нашего 5 класса стала молодая обаятельная учительница Раиса Фёдоровна Зенкова (Усова), она преподавала математику.
В пятом классе количество учеников у нас увеличилось в три раза (как это бывало каждый учебный год). К нам прибыли дети из соседних деревень: Галицыно, Плоское, Стерхово, Индеры, Мало-Казанцево, Беспалово, Старо-Редькино – там были только начальные школы. Мы перешли в самую большую комнату, где в три ряда стояли парты, за которыми мы сидели по два и даже по три человека.
Школьная жизнь всегда была насыщенной. Часто проходили какие-то мероприятия, концерты, конкурсы, праздники. Особенно все ждали наступление Нового года. Готовили украшения на ёлку в каждом классе: клеили бумажные гирлянды из снежинок, разноцветные цепи из полосок бумаги, фонарики; делали бусы из тростинок камыша и ватных шариков, обёрнутых в блестящую тонкую фольгу от конфет. Рисовали новогодние плакаты с зайцами и белочками, украшали ими свои классы. Готовили сценарии, разучивали стихи и песни, придумывали костюмы. Костюмы снежинок и снегурочки шились из марли, украшались ватой. Самым интересным всегда был костюм Бабы Яги, вот уж где можно было применить всю ребячью и родительскую фантазию! В завершение новогоднего вечера Дед Мороз раздавал детям подарки, это были бумажные кульки с конфетами, пряниками, печеньем, яблоком и мандаринкой.
Через год открылись восьмилетние школы в селах Плоское, Новотроицкое, и дети стали учиться на местах или выбирать более удобные по месторасположению школы. И в следующем году, когда я пошла в 6 класс, количество учащихся в нашей школе заметно сократилось, остались в основном школьники из нашего села. А ещё через год, в 1965 году, несколько семей с детьми-школьниками уехали в разные места: Новотроицкое, Саргатское, Омск. Папу назначили директором Новотроицкой средней школы. Мы переехали. В Куртайлах я окончила 6 классов, а мой брат Саша – 2 класса начальной школы.
Вскоре переехала из Куртайлов в р.п. Саргатское Раиса Федоровна Усова (Зенкова). Она стала работать учителем начальных классов в базовой школе, учила саргатских школьников до выхода на заслуженный отдых. Она помнила многих учеников Куртайлинской школы и с некоторыми поддерживала связь. Частенько звонила ей моя бывшая одноклассница Зина Могилёва. Мы тоже стали созваниваться с моей учительницей. Когда Раисе Фёдоровне было около восьмидесяти лет, мне довелось навестить её на улице Трактовой, где она жила, и окунуться в воспоминания моего детства.
(На снимках:
Люся Лапина – автор материала Людмила Мизурова – в костюме Снегурочки. 1 класс. Новый 1960 год.
Калашникова. 1957-1959 г.
Учительница Р.Ф. Усова (Зенкова) ведет урок математики в Куртайлинской школе. 1957 год. Слева направо: ученики Николай Казанцев, Владимир Волынкин, Федор Глухович. Фото из архива Сергея Владимировича Волынкина – сына Владимира Николаевича Волынкина (Сергей – краевед, ведёт группу в ОК “Куртайлинцы”).
Раиса Федоровна Калашникова, учитель начальных классов, с куртайлинскими школьниками. Фото из архива дочери Р.Ф. Калашниковой – Валентины Анатольевны Вагиной (Калашниковой) из г. Омска.).
Дружный коллектив
За годы школьного детства мне запомнились многие учителя. Когда наша семья приехала в с. Куртайлы, здесь уже работали Степанида Иосифовна Усова (преподавала историю и немецкий язык), Валентина Матвеевна Анисимова (математик), Раиса Фёдоровна Калашникова (начальные классы). Жили они здесь со своими семьями. В 1961 году в начальные классы пришла работать Надежда Андрияновна Сергеева. В 1957 году приехала Валентина Андреевна Комкова (Петрова), преподавала русский, литературу, физкультуру, вела акробатический кружок. В школе работали в разное время Раиса Фёдоровна Усова (Зенкова) – математик, Иван Михайлович Микитюк (физика, черчение), Лилия Михайловна Мищиха (начальные классы – 1960 г.), Лариса Ивановна Пантелеева (труды, физкультура – 1963 г.), Геннадий Петрович (баянист, пение – 1964 г.), учительница Донских.
Наверное, не всех учителей перечислила из педагогического коллектива в период с 1955 по 1965 год, когда работали мои родители Иван Николаевич и Зоя Павловна Лапины. Все они добросовестно и с душой трудились в нашей школе. О том времени остались самые замечательные воспоминания. Главными были чувство защищённости, позитивный настрой, уверенность в завтрашнем дне, доброжелательность в детских коллективах. Всё это создавали они, наши учителя.
Важную роль в педагогическом процессе играет руководитель школьного коллектива. На десять лет им стал в Куртайлинской неполной средней школе Иван Николаевич Лапин.
Путь в педагогику он выбрал в 1936 году, когда после окончания семи классов поступил учиться в Ишимское педагогическое училище (родом папа из города Ишима). После его окончания в 1939 году был назначен заведующим Новодоновской начальной школой в этом же районе. Один год учил Иван Николаевич детей грамоте. В октябре 1940 года был призван в Красную Армию. Сначала служил рядовым пехотного подразделения, потом курсантом полковой школы. В первые дни войны И.Н. Лапин был зачислен курсантом во Владимирское общевойсковое училище.
В октябре 1941 года началась Великая битва за Москву. Весь состав училища был откомандирован на юго-западное крыло Центрального фронта (Тула, Рязань, Кашира) для обороны Москвы. Как и многие другие военные училища, Владимирское участвовало в обороне столицы до середины декабря 1941 года – до начала разгрома немцев под Москвой. После успешных разгромных боёв курсанты были отозваны в училище. Половина всего состава курсантов погибла.
«После присвоения звания лейтенанта нас отправили под самую Москву в качестве командиров взводов и рот, – вспоминал отец. – Я в числе других бывших курсантов был направлен в 33-ю армию, которая вела наступление на Наро-Фоминском направлении».
Самой ожесточённой битвой за всю историю войн называют сражение за Москву. Жизнь пехотинца в наступательном бою измеряется несколькими минутами, кому-то повезёт больше. Отец получил ранение в обе ноги. Госпиталь. Снова на фронт, 61-я армия Брянского фронта, командир взвода отдельной роты автоматчиков. Тяжёлое ранение в руку в июле 1942 года, после которого его матери пришла похоронка. Но Иван Лапин чудом выжил благодаря санитарам, которые перетянули перебитую артерию и вытащили с поля боя. Потом за его жизнь боролись хирурги. К строевой оказался не годен. После лечения в госпитале И.Н. Лапин был направлен в запасной стрелковый полк готовить снайперов для фронта. Здесь он узнал, что за свой подвиг награждён медалью «За отвагу».
Но рука, которую врачи смогли спасти от ампутации, потеряла чувствительность и не разгибалась полностью. Только спустя годы папа смог разработать руку и выполнять необходимый сельский труд: косить сено, колоть дрова, подшивать валенки, столярничать, ремонтировать мотоцикл. А сколько силы воли на это требовалось…
Осенью 1943 года И.Н. Лапин был комиссован как инвалид Великой Отечественной войны. Было ему всего двадцать два года. Вернувшись домой в Ишим, стал работать военруком в училище, готовившем железнодорожников.
У Ивана Лапина была мечта получить высшее педагогическое образование. В 1947 году – ему было почти 26 лет – он поступил в Омский педагогический институт на географический факультет на очное обучение. Всегда получал повышенную стипендию за отличную учёбу и подрабатывал, находя и для этого время. (свой офицерский сертификат он оставил на пропитание своей маме). К тому же занимался в институте научной работой по экономической географии. Был очень целеустремлённым человеком, обладал отличной памятью и эрудицией, интересовался музыкой, литературой, живописью, писал и публиковал стихи в газетах, рисовал картины. В юности играл на скрипке, но после ранения левой руки он этого делать больше не мог. Стал осваивать баян и мандолину. И при этом был очень трудолюбивым, хозяйственным и заботливым человеком, получившим трудовые навыки в большой крестьянской семье, в которой было восемь детей.
Папа всю свою трудовую жизнь посвятил педагогической работе, точнее, несколько лет офицерско-педагогической и много лет школьно-педагогической как руководитель школы. И это была не просто работа, это было глубокое понимание того, каким хотел бы он видеть молодых людей, выходящих из стен школы в самостоятельную жизнь. Понимание того, какие качества характера помогут выпускнику развить его способности и таланты. Ученики нашей школы рассказывали, что после беседы с Иваном Николаевичем они стали верить в себя и свои силы. Он всегда видел даже в ребёнке личность и верил в доброе начало.
В своём стихотворении «Эстафета» И.Н. Лапин сравнивает педагогический труд с трудом крестьянина:
«Мой отец всю жизнь пахал и сеял,
Дел других не ведал никогда.
Потому и не было милее
Для него крестьянского труда…»
«…На широкой ниве благотворной
Всей душою предан я труду.
Только вот совсем другие зёрна
В почву плодородную кладу.
Ожидаю всходы терпеливо,
Удаляю с корнем сорняки,
Ежегодно собираю с нивы
Драгоценной мудрости ростки».
Хочется привести воспоминания В.А. Комковой (Петровой): «И.Н. Лапин был не только талантливым педагогом. Всё, к чему он прикасался, делал на совесть. А как анализировал посещённые уроки! Будучи географом по профессии, Иван Николаевич постоянно удивлял учителей своими знаниями предметов и методики их преподавания. Уже позже, много лет спустя, когда работала методистом и инспектором в Саргатском РОНО, я по-настоящему оценила и поняла, как повезло тем начинающим учителям в небольшой Куртайлинской школе».
Куртайлинская неполная средняя школа была прикреплена к Баженовской средней школе, на базе которой проводились конференции и совещания учителей. Об одном интересном эпизоде рассказала моя мама З.П. Лапина:
«Всем коллективом мы поехали зимой на двух подводах (санях) в село Баженово на учительскую конференцию. Каждую школу обязали приготовить два-три номера художественной самодеятельности для вечернего концерта. Мы подготовились отлично, у нас было что показать. Где ехали, где шли пешком. Прибыли, когда уже был полон зал учителей из школ нашего «куста». Но совещание ещё не началось. Мы в тулупах, носы и щёки красные от мороза, проходим через весь зал под насмешливыми взглядами нарядно одетых людей, через сцену в комнату, где можно было снять верхнюю одежду, платки и тулупы. Не просто тридцать километров проехать зимой. Разделись, спустились в зал. Кончилось заседание. Короткий перерыв – и концерт. Кроме нашей школы, никто не привёз художественных номеров. Мы единственные выступали и держали внимание зала более полутора часов. Девять учителей, и каждый выступал. Программа была интересная и разнообразная. Судите сами. Все пели хором, потом по три, соло. Была разыграна и сценка на злобу дня. Читали стихи, рассказы. Были акробатические номера, танец – их исполняли мы с Валей Петровой. Сшили себе пачки, как у балерин, и в них танцевали. Мы любили спорт и гимнастику, поэтому могли делать «мостик», «лягушку», «стойку», «колесо». Валя выносила меня на плечах, я стояла на одной ноге, делая «ласточку», и т.д. После концерта директор Баженовской средней школы И.И. Магда подошёл к нашему директору, то есть к мужу, и восхищённо сказал: «И откуда у тебя, Иван Николаевич, такие молодые и красивые девушки!?» А когда узнал, что у нас хорошее образование, стал просить мужа отпустить одну из учительниц для преподавания литературы в старших классах. Иван Николаевич его разыграл, сказав, что он не против: бери любую. И вот подходит к нам Иван Иванович Магда и начинает нас приглашать на работу в свою среднюю школу, говоря, что, мол, директор не против нас отпустить, хотелось бы ту, у которой уже есть высшее образование. Этой учительницей была я. Мы не можем ничего понять: как я могу переехать в их школу? Потом Валя догадалась и сказала, что его разыграли, так как Зоя Павловна (то есть я) – жена Ивана Николаевича. И.И. Магда удивился и пошёл искать моего мужа, пеняя ему за «шуточку»».
Представляю, как в морозный зимний день добирались педагоги из дальней деревеньки на учительскую конференцию. Ехали на санях, в тулупах, временами грелись в движении, шагая за повозкой. И концерт показали интересный. В этом рассказе видны штрихи той славной эпохи.
(На снимках: Иван Михайлович Микитюк, 1962 г. Лариса Ивановна Пантелеева, 1963 г. Надежда Андрияновна Сергеева, 1961 г. Валентина Андреевна Петрова (Комкова), 1959 г. Иван Николаевич и Зоя Павловна Лапины, 1961 г.)
«Свет мой, зеркальце, скажи»
В небольшом куртайлинском клубе объявлен концерт, подготовленный школьниками. Народу – негде яблоку упасть. И вот открывается занавес. В зале проносится: «Ах!» На сцене очень красивая черноволосая царица в длинном тёмном платье стоит у столика, берёт зеркальце и, смотрясь в него и поправляя локон, вопрошает: «Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Красавица довольна ответом своего зеркальца, которое озвучивает стоящиий рядом ученик. Далее продолжает рассказ ученица, исполняющая роль автора: «Но царевна молодая, тихомолком расцветая…» И тут зрители видят, как прямо перед ними, чуть в стороне от центра сцены, медленно поднимается кто-то, ранее присевший на коленки под белым тюлевым покрывалом. «Между тем росла, росла, поднялась – и расцвела!» Девушка под накидкой гордо выпрямляется, руками медленно отводит в стороны покрывало, открывая лицо. И как из бутона, перед нами явилась юная застенчивая красавица в белом длинном платье с белокурой косой и красной розой в руках. И это был миг восхищения всего зала. «Это Светлана, дочка Мащариных!» – удивлённо узнают зрители старшеклассницу. Я, ученица младших классов, не могу отвести глаз от царевны молодой – так заворожило меня преображение знакомой девушки. Да и маму мою трудно узнать в образе царицы…
Играли все артисты, занятые в отрывках по сказке А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», замечательно и заслужили горячие аплодисменты зрителей. И режиссёр – учительница литературы Зоя Павловна – тоже была очень рада успеху детей.
Хорошо помню ещё одну постановку в деревенском клубе – отрывок из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Здесь мама играла Хлестакова, а ученики – его окружение. Переодевшись в мужской костюм и папину шляпу, она выглядела очень колоритно. Хлестаков поднимался на сцену прямо из зала, как с корабля на бал, и начинал рассказывать небылицы о своей жизни. Речь была необычная, быстрая, прерывистая – передававшая характер хвастунишки. Сцена выглядела комично. Роль эту мама считала не очень лёгкой, репетировала дома, спрашивая совета у папы. У него тоже был опыт занятий в драмкружке в студенческие годы.
Мама постоянно готовила с детьми и взрослыми театральные постановки, где бы она не работала. В последующие годы, переехав в Новотроицкое, стала режиссёром двух больших спектаклей, в которых были заняты учителя школы и рабочие совхоза. С этими пьесами они ездили на гастроли в соседние сёла. Художественным оформлением спектаклей занимался И.Н. Лапин – мой папа.
Любила театр Зоя Кузьмина со школьных лет. Она выпускница Саргатской средней школы 1945 года. Во время войны в школе работали педагоги, эвакуированные вместе с детьми из блокадного Ленинграда. Многие из них были творческими людьми, создавали инструментальные и хореографические кружки, вели хор, ставили музыкальные и драматические спектакли.
Мама всегда с теплом вспоминала своего учителя литературы Павла Степановича Попова, который на школьной сцене ставил серьёзные постановки, такие, как «Цыгане» А.С. Пушкина, «Вишнёвый сад» А.П. Чехова, «Непокорённые» по Горбатову и другие. Зое Кузьминой поручали роли в спектаклях, иногда главные.
Своей дочери передала любовь к театру также её мама Прасковья Титовна: в довоенные годы она старалась сводить детей на детские спектакли (тогда их семья жила в Омске), сама любила театр. К сожалению, рано ушла из жизни: Зоя училась в 8 классе, остались они с братишкой со своей бабушкой.
Когда поступила в педагогический институт, жила на квартире у женщины, работавшей билетёршей в Омском драматическом театре (она считала это неслыханным везением), и Зоя пересмотрела весь репертуар театра: студентке всегда находилось служебное местечко.
Мама вспоминала, какое потрясающее впечатление произвёл на неё спектакль «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева, поставленный режиссёром театра Михаилом Иловайским. Смотрели спектакль вместе с друзьями, будущими педагогами: «…1948 год. На экранах идёт кинофильм «Молодая гвардия», а в драмтеатре в это время идёт спектакль по одноимённому роману. Мы, студенты, на галёрке. Спекталь начался. На сцене весёлая стайка девчат красиво расположилась на берегу озера. Ульяна, подобрав юбку, забирается всё дальше в воду, чтобы достать белую кувшинку. Наконец, цветок у неё в руках. Белая лилия – диво природы, девушка восхищена её красотой, пытается описать прелесть лепестков, обращая внимание на цветок своих подруг. И сама Уля, и её подружки тоже очень красивы, молоды, улыбчивы, счастливы. Зрители рады и красоте утра, и счастью девушек, похожих на белоснежные лилии в своих белых кофточках. И вдруг – гул самолётов… И так напряжённо и ярко идут все картины. В конце спектакля Уля вдохновенно читает Лермонтовского «Демона». Какая несгибаемая сила духа и мужества! Зрители рукоплещут, у многих на глазах слёзы, а в сердце гордость за тех, кто так был бесстрашен в борьбе за свободу Родины. Многое-многое умно, ярко показали артисты этого спектакля».
Через несколько десятков лет мама приехала из села в гости к друзьям, директору музея Врубеля А.М. Гольденблюму и его жене, и нечаянно встретилась в их семье с Иловайским. «Разговорились, вспомнили 40-ые годы. Тут Эльза Владимировна и говорит ему, что в студенческие годы вот эта молодая особа (показывает на меня) была восхищена постановкой «Молодой гвардии». Михаил Иловайский, в то время уже пожилой человек, очень удивился и обрадовался. Обращаясь ко мне, он спросил: «Это правда?! И что же вас так восхитило?» – «Рассказать?» – «Да, да, буду благодарен». Тут я осмелела и спросила: «А с какой картины начать? Я помню все от начала до конца спектакля». И стала рассказывать. Седой человек слушал молча, а из глаз его текли тихие слёзы радости», – вспоминала мама.
Мама очень ценила творчество талантливых людей. Одним из любимых артистов-чтецов был для неё Яков Смоленский. Откладывая дела, она садилась к телевизору, если в концерте или спектакле участвовал Я.М. Смоленский. Часто его чтение можно было услышать по радио. Особенно много передач у него с записью стихов и прозы А.С. Пушкина. Можно сказать, что для Зои Павловны, как преподавателя литературы, Смоленский был учителем художественного слова. Однажды мама приобрела в книжном магазине шикарное, богато иллюстрированное издание произведений А.С. Пушкина. В тот год случилась у нас с ней поездка в Москву (я была уже студенткой). И вот мы едем в театр, где работает Яков Михайлович, чтобы подарить ему эту красивую книгу. Я тогда не понимала душевный порыв мамы, и лицо у меня было не очень довольное. А сейчас я вспоминаю и удивляюсь той одухотворённости простой сельской учительницы, у которой была непростая жизнь, у которой дома были огород, хозяйство, корова, оставленная на период поездки на соседку, которую ждал неоконченный покос, на котором она работала вместе с мужем, моим папой, – и понимаю, что именно этот неиссякаемый источник в её душе был стержнем её личности и характера.
В тот день в театре артиста не было, а книгу и записку ему передали. Яков Смоленский прислал тёплое письмо с благодарностью учительнице сельской школы Зое Павловне.
Мама радовалась за своих учеников, в которых видела творческие способности. Она любила всех детей. «Возилась с нами, как с малыми цыплятами», – написала недавно её бывшая ученица. Но если видела природный талант чтеца, то говорила про ученика с обожанием, хотя тот мог и не знать об этом. Будучи классным руководителем, мама организовывала с классом велосипедные выезды куртайлинских школьников в соседние деревни с концертами. В деревенском клубе их ждали с радостью. Номера были самые разные: исполняли стихи, песни, акробатические номера (популярные в то время), танцы.
Зоя Павловна и сама принимала участие в концертах и конкурсах. В её репертуаре были стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, патриотические стихи разных авторов, лирическое стихотворение Ильи Фонякова «Говорите о любви любимым», иногда читала стихи Ивана Лапина, моего папы, например, своё любимое «Дуб и берёза». (Кстати, сборник рассказов и стихов папы мы с моей дочерью Олей издали в 2015 году в память о нем. Сборник мы назвали «Обернитесь. Иван Лапин. Жизнь, рассказанная в стихах и прозе», он есть в Саргатской районной библиотеке, в Саргатском районном музее и в Новотроицкой библиотеке – папа был первым директором Новотроицкой средней школы, которая открылась в 1965 году.). В 1968 году, уже работая в Новотроицкой средней школе, мама заняла первое место среди чтецов в смотре художественной самодеятельности Саргатского района, а затем в областном смотре тоже у неё было первое место. Читала стихотворение Ивана Никитина «Русь».
«Мне очень повезло, что в 1962 году, приехав из д. Стерхово в пятый класс в Куртайлинскую школу, я встретилась с Зоей Павловной. Это была необыкновенная учительница, больше таких я нигде не встречала, – делится Ольга Иванова. – Я до сих пор помню, как мы, дети, ходили к ней на литературный кружок «Зелёная лампа», часто занятия она проводила у себя дома. Мы читали стихи, слушали её рассказы о поэтах и писателях. Она пела иногда романсы, вспоминается «Я помню чудное мгновенье». Готовилась к занятиям, специально для нас одевалась по-особенному. Когда она начинала говорить, мы заслушивались. Её душа парила над землёй. Она хотела передать нам красоту поэзии, учила выразительно читать стихи, проводила конкурсы стихов, которые проходили в клубе перед родителями. Если бы я не встретила в своей жизни Зою Павловну, у меня не было бы таких самых светлых воспоминаний детства». Ольга Стрельцова (Иванова) впоследствии училась у З.П. Лапиной в Новотроицкой средней школе. Затем окончила педагогический институт, стала учителем литературы.
«Зоя Павловна – самая любимая моя учительница. Вела у нас русский и литературу. Помимо того она нас, девчонок, приглашала домой, учила сервировать стол, как вести себя за столом. Прививала нам этику, эстетику. Учила, как правильно понять картину, что увидеть в ней главное. В жизни мне многое пригодилось, что она нам прививала. Я всегда вспоминаю её с благодарностью», – рассказывает выпускница Куртайлинской восьмилетней школы Галина Диброва (Горбачёва).
«В пятом классе нас учила Зоя Павловна, я полюбила русский язык. Она за один год дала мне знаний больше, чем я получила за все оставшиеся годы в школе. Жаль, что через год ваша семья переехала», – говорит Валентина Каштанова (Усова).
Чтобы дети усвоили сложный предмет – русский язык, мама применяла разные новинки. Была, например, «больница» для слов. Это был конверт, куда «складывались» слова, в которых были допущены ошибки, но уже правильно написанные. И если после работы над ошибками ученик писал правильно, то слова из «больницы» «выписывались». Все стремились к тому, чтобы из их «больницы» поскорее выписались больные. Для словарных слов был заведён пиктографический (рисуночный) словарь. Каждый записывал слово, выученное на уроке, например, «карандаш», выделял те буквы, которые нужно запомнить, красным цветом и рисовал под словом предмет или приклеивал картинку с изображением карандаша. Тем самым запоминание происходило в процессе рисования и подкреплялось визуально. Если школьник ошибок допускал много, то мама занималась с ним после уроков и объясняла тему заново. И как все были рады, когда ученик начинал писать грамотно! Это были бесплатные дополнительные занятия.
Когда меня спрашивали, кто у меня был любимым учителем, я всегда затруднялась ответить. В первом классе у всех была любимая первая учительница и у меня тоже. А в старших классах многих педагогов можно было уважать за увлеченность предметом или добрый характер. Мне приятно, что многие ценят и любят учительницу Зою Павловну. Но я не понимала, в чём её особенность как учителя, ведь это просто её характер, который невозможно отделить от её профессии, а профессию – от неё самой. И вот только сейчас, когда пишу эти строки, я поняла, что у меня была и есть любимая учительница. Зоя Павловна Лапина (Кузьмина). Моя мама.
Маме писали открытки и письма со всех уголков страны многие бывшие ученики школ Саргатского и Большереченского районов, в которых она работала. Рассказывали, как сложилась их жизнь, благодарили за уроки, за то, что научила писать сочинения, за то, что светлые воспоминания об уроках литературы помогают верить в жизнь и добро.
Некоторые из них начали учиться у З.П. Лапиной в Куртайлинской школе и позже продолжили учиться у нее же в Новотроицкой средней школе. Один из них Владимир, ставший офицером-танкистом, сказал: «Зою Павловну все любят. Да как мне сейчас кажется, она была и актриса, и преподаватель. Как я сейчас понимаю, она всем нам хотела показать всю красоту мира. Нам, деревенским детям. И я ценю её вклад».
Отдавали всезнания детям
В 1965 году папу – И.Н. Лапина – перевели директором в только что открывшуюся среднюю школу в с. Новотроицкое. Посёлок стал центральной усадьбой совхоза, он быстро развивался. И теперь сюда переезжали семьи с детьми. И дети из соседних деревень поступали сюда в школу.
В том году Куртайлинская неполная средняя школа не смогла набрать учащихся в 7 и 8 классы. Моя бывшая одноклассница Зина Могилёва рассказывала, что её мама не хотела сначала отправлять дочку учиться за пятнадцать километров от дома, и Зина стала ходить снова в шестой класс, повторно. Но через некоторое время Зина приехала в Новотроицкую школу в седьмой класс, мы стали снова учиться с ней вместе. И в 8 классе ей тоже пришлось учиться не дома. Жила она в школьном интернате, как многие куртайлинцы. Некоторых учеников родители устраивали на квартиры.
В 1967 году в Куртайлинской школе уже был полный комплект классов, подросли дети младшего возраста. Снова школьники стали получать здесь документ о восьмилетнем образовании. Продлился такой период пятнадцать лет (до 1982 года).
В 1965 году директором Куртайлинской восьмилетней школы была назначена Степанида Иосифовна Усова. На этой должности она проработала очень много лет, до выхода на заслуженный отдых. Приехав в 1949 году после окончания Саргатской средней школы, молодая учительница стала вести уроки истории, заочно училась в педагогическом институте. В Куртайлах вышла замуж, вырастили с мужем четверых детей. В её трудовой книжке указана только одна школа, общий стаж работы С.И. Усовой (Чернаковой) более тридцати лет.
«Мама была очень ответственным, исполнительным человеком, любила школу, детей. В деревне к ней многие шли за советом, – рассказывает дочь Валентина Каштанова (Усова). – Я даже частенько её ревновала к школе. Могла дома всё бросить и бежать в школу, школа была ей как родной дом. С молодых лет и до пенсионного возраста проработать в одной школе! Начинала с учителя, потом была директором. Всегда помогала техническим работникам готовить школу к новому учебному году, красила, белила, убирала… Мама вела историю, поэтому читала лекции в клубе. Очень хорошо знала немецкий язык и вела его в школе; дети, учившиеся у неё, хорошо знали этот предмет, в пределах школьной программы знали все слова и переводили текст свободно, многие брали с неё пример, поступали в педагогический институт. Приходили от учеников открытки к праздникам со словами благодарности, некоторые писали ей письма, мама всегда отвечала им. Она не только была примером в работе – была хорошей мамой и прекрасной хозяйкой. Умела шить, вязать, выбивать, вышивать. А как она готовила, пекла хлеб, булочки, пирожки! Всё, что нужно уметь женщине, она умела всё. Ещё мама была партийным работником. Приезжающие ответственные работники из Саргатки, Новотроицка всегда обращались к ней как грамотному человеку решить какие-то дела по партийной линии или в школе, в деревне».
Мария Учеватова окончила Куртайлинскую восьмилетнюю школу в 1968 году, а в 1973 году пришла сюда работать учительницей русского языка и литературы. «Приняли меня здесь очень тепло, доброжелательно, всегда помогали мне, своей бывшей ученице, – вспоминает Мария Васильевна Муратова (Учеватова). – Директор школы Степанида Иосифовна Усова была очень добрым, мудрым человеком, заботилась о детях и о нас, учителях. На первом месте у неё всегда была школа, а потом личное. Была хорошим и опытным руководителем. Я проработала в этом коллективе девять лет».
Хочется вспомнить ещё одну учительницу, в трудовой книжке которой указана только одна школа. Это учитель математики Валентина Матвеевна Анисимова. С молодости (она приехала в деревню в 1945 году) и до пенсионного возраста посвятила свою деятельность куртайлинским ребятишкам. И потом – видя, как односельчане покидают обжитые места и перебираются поближе к детям, – ещё долго не торопилась уезжать из родной деревни. Иногда, приезжая в Куртайлы, я с удовольствием приходила в их высокий дом на пригорке окнами в поле, пили чай, вспоминали школу – здесь меня помнили девчонкой.
«Все педагоги, работавшие в Куртайлинской школе, которых я помню, – настоящие Учителя, преданные своему делу, отдавали все знания и силы детям, не считаясь со временем. Работали с душой. И не ждали высокой зарплаты и наград. Такими людьми можно только гордиться и ставить в пример, – говорит Валентина Михайловна Каштанова (Усова). – Какой прекрасный был учительский коллектив. Мастера на все руки: учить детей, кружки, самодеятельность, хозяйство дома, ребятишки – всё успевали. Гордимся своими учителями, кто был с нами рядом!»
Учительница начальных классов А.В. Бочкарёва приехала в Куртайлинскую 8-летнюю школу в 1976 году из деревни Стерхово, в которой ранее работала десять лет.
«После того как в 1982 году неполную среднюю школу закрыли, обучение детей в начальной школе вела Анна Васильевна, – вспоминает В.М. Каштанова. – Старательная, исполнительная, она держала школу в полном порядке. Себе ставила задачу: не просто провести урок, а научить ребёнка».
С большим уважением говорит про А.В. Бочкарёву её коллега В.Н. Шипицын, он преподавал русский язык и литературу в Куртайлинской школе. Владимир Николаевич рассказывает, что когда расформировали 8-летнюю школу и осталась только начальная, её директором стала Анна Васильевна, все хозяйственные заботы легли на её плечи. Вместе со своей постоянной помощницей Раисой Терентьевной Парыгиной, которая всю жизнь трудилась в школе техническим работником, они вдвоём создавали в школе уют и порядок.
«А какая богатая библиотека была в школе, какого прекрасного качества были издания детской литературы: Агния Барто, Бианки, Паустовского десять томов, Пришвина двенадцать, много книг Короленко и других авторов – всё бережно сохранила Анна Васильевна», – вспоминает Владимир Николаевич.
В 1989 году куртайлинским жителям снова повезло: открылась неполная средняя школа с 9-летним сроком обучения.
Готовил школу к открытию и стал её директором ДавлетЖунусовичМусайбеков. За эту работу он был награждён поездкой в Санкт-Петербург.
Для семей директора и завуча школы специально построили двухквартирный дом. Был сформирован коллектив учителей. Время было непростое – вскоре в стране началась перестройка. Занятия в 9-летней школе продолжались до 1997 года (до её закрытия). Работали в 90-ые годы учителя Д.Ж. Мусайбеков, В.М. Анисимова, И.К. Сагайдак, Б.Д. Мусайбекова, Е.А. Рожко, Т.С. Парыгина (Андреева), А.И. Ракович, Т.М. Румянцева, А.В. Бочкарёва, В.Н. Шипицын, Е.К. Парыгина (Иванченко). Арнольд Иванович Ракович и Татьяна Михайловна Румянцева приезжали на занятия два дня в неделю из Новотроицкой школы. Т.М.Румянцева вскоре передала свой предмет молодому учителю литературы.
Директорами школы были с 1989 по 1997 год Д.Ж.Мусайбеков, В.М. Анисимова, Д.И. Киселёв, И.К. Сагайдак.
«В нашей школе была очень хорошая художественная самодеятельность, – вспоминает В.Н. Шипицын. – В творческих отчётах среди педагогических коллективов в г. Омске мы занимали призовые места. Наибольший успех выпадал Д.Ж. Мусайбекову. Он играл на мандолине, домбре – особенно нравились всем «Испанские мотивы». ДавлетЖунусович обладал красивым тенором, и когда исполнял романсы «Гори, гори, моя звезда» или «Однозвучно гремит колокольчик», в зале не оставалось равнодушных. Кроме этого Д.Ж. Мусайбеков обучал школьников игре в шахматы. Костяк сборной команды шахматистов Саргатского района составляли его подопечные. ДавлетЖунусович был мастером спорта по шахматам, ежегодно вместе с дочерью – учительницей нашей школы – БотагозМусайбековой принимали участие в областных соревнованиях «Королева спорта» и неоднократно становились их победителями».
«В нашей школе был сильный педагогический состав», – с гордостью отмечает В.Н. Шипицын.
Прошло двадцать пять лет с того момента, когда Куртайлинская 9-летняя школа выпустила своих последних учащихся. Ребятам, которых мы видим на фотоснимке 1996 года, уже по 35-40 лет, у них свои семьи, свои профессии, свои взрослые дела. Один из них сейчас защищает наше Отечество. Его одноклассники и учителя желают ему здоровья. Да храни тебя Бог, Юра.
…С 1997 года в Куртайлах осталось только начальное обучение.
В 1998 году в школу пришла работать выпускница Куртайлинской 9-летней школы, учитель начальных классов Е.К. Парыгина (Иванченко). Елена Константиновна приняла участие в конкурсе «Учитель года-2007» и выиграла муниципальный этап. «Она была первой саргатчанкой, которая пробилась на очный тур регионального конкурса, – делится БотагозМусайбекова. – Мы очень гордились её успехами».
После этого конкурса Е.К.Парыгина стала работать в Саргатском управлении образования.
Затем в начальной школе работали молодые выпускницы педучилища, часто они долго не задерживались, доучивать школьников в середине учебного года приглашали А.В. Бочкарёву, которая в то время была на пенсии.
В последние годы до самого закрытия начальной школы работала Н.М. Аубакирова.
Невозможно остановить процесс миграции населения из маленьких поселений. Грустно, что наша деревня, бывшая в давние времена многолюдной, когда-то попала под определение «неперспективной». Школы в Куртайлах нет уже двенадцать лет, начальная школа была расформирована в 2010 году. В деревне есть одна ученица-девятиклассница, с первого класса девочка учится в Новотроицкой средней школе, живёт у родственников.
Сегодня в поселении осталось тринадцать дворов. Их хозяева – это хранители деревни, благодаря им Куртайлы существуют не только как название на географической карте России. «Это самая красивая деревня в нашем районе», – говорит Владимир Шипицын.
Возможно, так считают многие, кому довелось хоть немного пожить в ней – самой дальней, почти пограничной по месторасположению, деревеньке Саргатского района. И я тоже присоединяюсь к этому мнению.
Встречи друзей
На истории Куртайлинской школы отразились все перемены, происходившие в нашей стране. Можно гордиться, что в нашем селе 135 лет тому назад была открыта церковно-приходская школа. А ещё ранее, чем за десять лет до приходской школы, существовало приходское училище. Именно с них началось обучение простых людей грамоте.
Разве можно сейчас представить, что кто-то рядом с вами не умеет читать и писать?! А со мной вместе жила моя родная прабабушка Анастасия Амосовна, не умевшая поставить на бумаге свою роспись. Она так радовалась, что я, её правнучка, могу почитать ей книжку, а её внучка работает учительницей.
За годы существования школы в её классах вели уроки самые разные учителя. Все они оставили о себе память многим поколениям учеников. Некоторые приезжали начинающими педагогами, а через какое-то время становились директорами средних школ, например: Иван Михайлович Микитюк, Юрий Иванович Ракович, Альбина Николаевна Панфилова (Стабровская), Мария Васильевна Муратова (Учеватова).
А сколько учеников воспитала и обучила наша школа! Сколько разных профессий приобрели они! Назову некоторые профессии моих друзей: преподаватели школы и вуза, логопед, врач-реаниматолог, медсестра в хирургии, фармацевт, государственный служащий, инженеры-механики, радиотехник, офицер-танкист, автомеханики, инженер-технолог общественного питания, юрист, работник культуры, бухгалтер, капитан теплохода, комбайнёры, водители.
В годы Великой Отечественной войны бывшие ученики школы шли на фронт защищать Родину. Когда-то их фотографии мы видели на стенде в школе.
Знания являются духовной ценностью народа. Куртайлинская школа с помощью своих учителей-просветителей давала детям знания в течение 120 лет.
Школа всегда живёт в нашей памяти. Она продолжает светить нам из того времени, когда мы были малышами. В нашем ученическом детстве было много тёплых и радостных моментов, были первые успехи и добрые друзья.
Школа и наша деревня Куртайлы притягивают нас, и мы мечтаем снова и снова побывать в родных местах. Иногда у нас получается встретиться группой. Приезжают из разных мест – иногда очень дальних – друзья, одноклассники, просто земляки. Кто-то может выбраться на встречу один, а кто-то едет с семьёй, детьми, внуками. И получается праздник. Обязательно идут все к озеру. Кто-то навещает могилки своих предков, у меня тоже есть кого помянуть: мою любимую бабушку Настю. И ещё мы приходим к нашей школе. Однажды группой мы побывали в ней, вспоминали, в какой классной комнате учились и где стояли наши парты; рассказывали интересные случаи. Смеялись и грустили. Это было через полвека после учёбы в нашей Куртайлинской школе.
И в такие минуты душевных встреч мы с друзьями верим, что придёт время, возродится наша деревня и в новом светлом здании прозвенит школьный звонок. Я верю, что так будет. Воображение показывает место, где построена новая школа, вокруг неё красивый пришкольный участок с деревьями и цветами, рядом спортивная площадка. Рано утром можно будет видеть самую жизнерадостную картину: как ручейками к школе стекаются ученики. До нашей деревни можно легко доехать от районного центра по новой современной дороге. Село Куртайлы будет считаться очень перспективным, войдя в крупный федеральный проект…
Друзья с улыбкой прочитают мои мечты о будущем нашей деревни, этого волшебного места, где душа наполняется радостью бытия, где покой и гармонию испытывают все люди, кто жил здесь с самого детства.
К волшебному месту я мечтала приехать четыре года. И прошлым летом мы с дочкой Олей и мужем на видавшей виды «девятке» прошли сказочное испытание дорогой, и наградой нам было чувство восторга: «Ура, мы здесь!» На полянке, где раньше стоял наш дом, мы пили чай из термоса и смотрели на наше озеро. Конечно же, дошла до старого здания школы и, пробравшись сквозь заросли акации, заглянула в его окна. Ожили воспоминания.
После поездки стали происходить необычные вещи: если я сообщала моим друзьям о том, что была в Куртайлах, они в ответ говорили, что их родственники или даже родители тоже здесь жили или учились в школе. А я раньше даже и не знала об этом, а сейчас как будто вышла на «куртайлинскую» волну, пошла информация от друзей, от односельчан. Удивительно, сколько всего я узнала!
В создании этого материала приняли участие 20 соавторов, которые делились фотографиями, текстами-воспоминаниями (не считая воспоминаний мамы, папы, В.А. Комковой), и ещё более десяти человек писали сообщения, рассказывали по телефону, вспоминали даты. события…
Конечно, это далеко не полная информация об истории нашей школы, но представление о ней, об учителях, нашей деревне и о том времени у читателей, надеюсь, сложилось. Некоторые куртайлинцы говорили мне, что как будто в детстве побывали.
И к тому же 2023 год провозглашён в России Годом педагога и наставника. Мне посчастливилось этот материал посвятить нашим учителям, работавшим в сельской школе.
Ольга Шипицына
Последние новости
Повышение ключевой ставки: последствия для экономики Омской области
Власти объясняют решение ростом ключевой ставки и его влиянием на экономику региона.
Студенческий инцидент в ОмГУ: атака на преподавателя с перцовым баллончиком
Следственный комитет взял под контроль расследование нападения студента на преподавателя.
Лихорадка Ласса в России: отсутствие случаев заболевания
Роспотребнадзор сообщает о безопасности ситуации с лихорадкой Ласса в стране.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований