Пропасть или попасть: путь в IT-сферу или первая работа выпускника
Бытует мнение, что золотой век IT-сферы прошёл и компании перестали нанимать кандидатов без опыта.
Бытует мнение, что золотой век IT-сферы прошёл и компании перестали нанимать кандидатов без опыта. Но мы убеждены, что это совсем не так и молодые специалисты могут быть крайне востребованы на этом рынке. Просто необходимо правильно подойти к вопросу трудоустройства.
"Омск Здесь" совместно с IT-компанией Gems development решили запустить на сайте цикл публикаций "Войти в IT", где рекрутёры компании помогут разобраться во всех нюансах, подводных камнях трудоустройства в рамках этой сферы. Кстати, многие советы, которые дадут наши эксперты, легко могут быть применимы и к другим профессиям.
Итак, сегодня мы начнём, пожалуй, с самого важного - с образования. А точнее, разберём, почему же молодого специалиста после института, работодатель разглядывает буквально под лупой. И так ли велика пропасть между тем, чему учат в вузе, и тем, что требуется в реальности. Кроме этого, определим, кому отдают предпочтение работодатели, если речь идёт о начинающих айтишниках.
Начинающему специалисту во все времена нужно было прикладывать в разы больше усилий, чем опытным коллегам (мидлам и сеньорам). Работодатель устанавливает правила игры для новичков (джунов). Последним остаётся отправлять множество откликов, возмущаться дико завышенными требованиями, тратить время на неудачные собеседования и надеяться хотя бы на оплачиваемую стажировку.
1 / 6 • Словарь терминов У вас будет много шансов устроиться на работу в желаемую компанию, если вы:Имеете учебный опыт работы в команде. Здесь вам на помощь придёт участие в хакатонах от омских IT-компаний. Например, Студенческая IT-Лаборатория или CityHeroes. Также не упускайте возможность пройти практику или стажировку в компании мечты, например, в рамках ОмГУ запущен ИТ-Акселератор.
Можете проявить гибкость - обладаете так называемыми soft-skills. Да, сейчас именно мягкие навыки являются определяющими. Многие компании предпочтут работать с командным игроком, пусть и с минимальным опытом, чем с нелюдимым экспертом.
Сегодня, по мнению экспертов отрасли, рынок испытывает настоящий голод по разработчикам, тестировщикам и системным аналитикам.
Если вы мечтаете стать тестировщиком, то вам не обойтись без знания SQL, умения писать запросы на уровне джойнов и селектов. В тестировании не сдают своих позиций применение ручных и автоматизированных методов. Если идёте на системного аналитика, то необходимы знания по теории сбора требований, use case (функциональные требования), базы данных. В системном анализе растёт спрос на работу с интеграциями. Среди разработчиков компании ищут знатоков таких языков, как Python, Java, JavaScript, C++ и C#, постепенно набирает популярность язык Go, значит к нему уже сейчас стоит присмотреться новичкам в профессии.
Отметим, что сейчас нельзя опираться только на знания, полученные в вузе. Вы спросите: почему? Во-первых, потому что мир IT настолько быстро меняется, что написанные программы обучения устаревают в миг распечатки или публикации . Не стоит требовать от учебных заведений прорывной актуальности знаний. Их задача - заложить фундамент, а уже построить на этом фундаменте дом практического опыта в связке с регулярным самообучением - задача того, кто хочет стать специалистом.Во-вторых, очень часто лекции в вузах оторваны от реального опыта . Их цель в другом - дать теоретические знания без "оттачивания" навыка на практике. Кроме того, любая компания имеет свою предметную область, работает со своими языками и фреймворками. Да и требования к каждому конкретному специалисту будут варьироваться в зависимости от конкретной вакансии.
В-третьих , в вузах не учат мягким навыкам . Чаще здесь воспитывают специалистов-одиночек. Навыки социальной адаптации студенты получают в фоновом режиме, при прохождении образовательных программ, без акцентов на понимание, почему это происходит именно так. У них напрочь отсутствуют навыки управления своей социальной карьерой в сообществе. Зачастую во время изучения предмета непреднамеренно развивается чувство соревнования отдельных личностей, а не командных игроков. Да, иногда точечно организовываются командные хакатоны, олимпиады и прочие групповые соревнования, но без упора на дух сплочённости и ответственности за совместный результат. После таких мероприятий у большинства студентов лишь усиливается чувство, что тянуть на себе ещё кого-то не стоит тех "коврижек", которые вручили после, в торжественной обстановке под звуки оваций.
В-четвёртых, в институтах часто закрывают глаза на получение теоретических знаний студентами. Например, если студент вместо пар работает или стажируется в IT-компании, то по ряду дисциплин может получить автомат просто так. В результате вуз выпускает специалиста, не обладающего всей полнотой даже программных знаний. Кто-то скажет, что у таких выпускников свой стиль, но его нет, ровно как и предсказуемости в его коде.
В-пятых, вузы учат своих студентов ориентироваться на цели на коротких дистанциях . Даже те же хакатоны нацелены на проекты с реализацией за пару-тройку дней. Обучающиеся тренируются на впечатляющих инновационных проектах, а потом сталкиваются с реальностью: монотонной и однообразной работой, войной с багами и другими совсем не творческими особенностями проектов.
Проблема IT-кадров не может решаться только одними институтами, к ней нужно подходить комплексно. Так что же с этим делать?
Самим студентам, опираясь на фундаментальные знания, полученные в вузе, самостоятельно строить путь своего развития и карьеры, вдохновляясь историями более опытных коллег или под началом менторов и коучей.
Вузам:Необходимо структурировать процесс преподавания дисциплин, сопрягая его с процессом производства программных продуктов. Здесь речь идёт не про работу в связке с будущим работодателем, а про пошаговое/поэтапное движение. Не от простого к сложному, а от общения с заказчиком, сбора данных, постановки задачи к реализации и защите проекта.
Чаще взаимодействовать с реальным работодателем. Здесь не про летние месячные практики, а про регулярные встречи в течение года. Построение неких IT-песочниц. В Омске в качестве примера подобного проекта хотим обратить внимание на работу ИТ-Акселератора в ОмГУ.
Включить в программы обучения курсы по развитию софт-скиллов. Например, психология, социология, командная работа, эмоциональный интеллект и др. Организовывать разбор проблем наиболее часто встречающихся моделей поведения молодого специалиста в коллективе IT-компании, обсуждать варианты решения, проигрывать сценарии и рассматривать разные варианты моделей поведения в сложившейся ситуации.
В идеале именно с решения этих вопросов надо прокладывать путь в IT. У студентов, которые только начали получать образование в этой сфере, есть время, чтобы прокачать требуемые навыки. У выпускников его меньше, но это можно сделать параллельно с поиском работы, тем самым показывая своё желание совершенствоваться, быть гибким и работать в команде.
В следующем материале рубрики определим топ-5 soft skills, которые точно заметит работодатель, и разберём, как эти навыки прокачать. Конечно, не забудем и про жёсткие навыки (hard skills), необходимые для выполнения конкретной работы.
Избражения созданы с помощью Midjourney
Последние новости
Праздник во дворе
На территории ТОС «Амурский-1» по адресу: ул. 24 Северная, дом 200,200а состоялось новогоднее мероприятие.
Приглашаем на главную елку микрорайона!
Комитет ТОС «Центральный-5» приглашает жителей на главную елку микрорайона «КТО С НАМИ 2025?
«Подарок для елки».
В преддверии Нового года, комитет ТОС «Загородный» подвел итоги конкурса «Подарок для елки».
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований