Финансовая яма: почему омский автовокзал годами не рассчитывается с перевозчиками
Частные перевозчики практически не видят денег с продажи билетов и вынуждены брать кредиты, чтобы продержаться на плаву.
О конфронтации с «Омскоблавтотрансом» Городу55 рассказал индивидуальный предприниматель Дмитрий Коробейников, обслуживающий рейсы в Ханты-Мансийск, Сургут, Бишкек и другие города. По его словам, предприятие систематически не выплачивает перевозчикам деньги с продажи билетов.
«Ни копейки не перечислили. Автовокзал на них плитку положил [имеется в виду ремонт привокзальной площади этим летом]», — заявил предприниматель.
У всех перевозчиков заключены договоры с предприятием, согласно которым 15% с каждого проданного билета удерживает автовокзал в качестве комиссии за обслуживание пассажиров. В этот процент входит стоимость кассовых операций, предоставление платформы и прочие сервисные услуги — зал ожидания, туалет, медпункт, охрана. Остальные 85% должны перечислять перевозчикам. Однако, по утверждению Коробейникова, денег им не платят вообще.
Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники В этом году автовокзал благоустроил свою территорию. Фото: "Город55"«Обращались в полицию, говорят, что Мартыненко [директор „Омскоблавтотранса"] «добросовестно заблуждается». Состава преступления нет, это спор хозяйствующих субъектов. Отправляют нас в суд. А суды — это на полтора года, они всячески затягиваются. Затем исполнительное производство, вокзал снова обращается в суд об отсрочке исполнения, приставы действовать не могут», — рассказывает он.
В итоге перевозчики не могут покрыть расходы и, чтобы продержаться на плаву, вынуждены брать кредиты в банках. У Коробейникова, в частности, были заблокированы счета из-за того, что он не смог вовремя заплатить налоги, при этом, по его словам, вокзал должен ему около 10 млн рублей. Ситуация касается и других перевозчиков: автовокзал годами копит миллионные долги, практически не выплачивая их. Получить свои деньги предприниматели могут только через суд.
Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Внутри вокзал также преобразился. Фото: "Город55"Проблемы с выплатами подтвердил Городу55 Алексей Мартыненко. Он отрицает, что деньги с продажи билетов не выплачивают вообще, однако признает, что в первую очередь погашаются долги по судебным искам за прошлые годы, в результате по текущим обязательствам возникают задержки.
«Перевозчикам деньги перечисляются практически в еженедельном режиме. Просто есть определенная задержка, которая их не устраивает. Я плачу в первую очередь по решению суда, а потом уже текущие платежи. Это связано с тем, что у предприятия есть просроченная кредиторская задолженность, которая образовалась еще в 2013 году, и она не позволяет нам в полном объеме выполнять свои обязательства. Понятно, что перевозчикам хочется, чтобы деньги были своевременно, но если их физически нет, мы же их ниоткуда не возьмем», — прокомментировал Мартыненко.
Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Фото: "Город55"«Омскоблавтотранс» действительно давно находится в финансовой яме . Кредиторская задолженность постоянно растет (до 250 млн рублей в прошлом году), в том числе с учетом займов и средств, которыми нужно оплатить купленные в лизинг автобусы. По данным Города55, в 2015 году предприятие понесло рекордные 79.3 млн рублей убытков. В следующие годы оно стало получать прибыль (в 2018 году она составила 2.6 млн рублей), однако в рентабельность выйти удалось, по всей видимости, за счет масштабного сокращения штата, а не уменьшения себестоимости перевозок.
Ситуацию объясняют в том числе необходимостью содержать более 50 убыточных маршрутов в отдаленные районы, которые игнорируют частники. При этом, по словам Коробейникова, частники были бы готовы взяться за такие маршруты, если им дадут возможность самостоятельно продавать билеты с тем, чтобы они платили вокзалу за аренду кассы и обслуживание пассажиров.
Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Фото: "Город55"О способе ее расчета, кстати, тоже давно ведутся споры. В прошлом году Коробейников доказал в УФАС , что действующая методика с 15-ю процентами некорректна. «Омскоблавтотрансу» рекомендовали перейти на фиксированную стоимость, в которую по пунктам входят реальные затраты на обслуживание каждого пассажира.
«Билет до Бишкека стоит, к примеру, три тыс. рублей. Летом были полные автобусы по 50 человек — получается 150 тыс. с рейса. Из этой суммы 15% — около 22 тыс — должен получать автовокзал. Это очень большие деньги. Мы людей везем, а они билеты продали, люди у них в туалет сходили, и они получают 22 тыс.», — говорит перевозчик.
По расчетам перевозчика, плата должна снизиться в разы: по новой схеме вокзал должен получать около 30 рублей вместо 450 рублей с билета стоимостью 3 тыс. Впрочем, вокзал рассчитал иную плату, которая оказалась примерно равной прежней. Этот расчет антимонопольщики тоже признали необоснованным. Новый порядок расчета должен заработать через несколько месяцев, пока цифры еще неизвестны.
Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Фото: "Город55"Однако основная проблема в том, что деньги, даже с учетом комиссии, перевозчики получают частями и с огромными задержками. В этой ситуации кто-то отменяет рейсы, как недавно произошло с рейсом «Омск — Бишкек» , кто-то пытается продавать билеты самостоятельно, кто-то уходит «в тень».
«Мы поняли, что они нас таким образом задушат, поэтому открыли свою собственную продажу билетов. Раньше продавали их на автовокзале, но Мартыненко сказал: „Нам не нужно государство в государстве“ и выгнал нас. Мы там раньше аренду платили 100 тыс. в месяц, а сейчас в соседнем здании открыли кассу, платим им. Таким образом крутимся» , — рассказывает он.
Впрочем, это не самая удачная схема, поскольку автовокзал остается монополистом по продаже билетов, и пассажиры в большинстве не знают о существовании других точек. Поэтому на вокзале процветают «теневые» перевозки: многие автобусы отправляются за его территорией. Причем, по утверждению Коробейникова, руководство очень избирательно подходит к применению санкций к нелегалам, он подозревает, что в этой сфере могут иметь место незаконные договоренности. Так или иначе, «теневые» перевозчики уводят пассажиров у вокзала и, соответственно, деньги, которых и так не хватает.
Читайте Gorod55 в официальной группе Следите за самыми важными новостями региона в ленте друзей Facebook ВКонтакте Twitter Одноклассники Многие маршрутки отправляются за границами автовокзала: это ни для кого не секрет. Фото: предоставлено Городу55«Вокзал и наши деньги берет, и область ему помогает, 40 млн в прошлом году дали. Автовокзал же, с одной стороны, оказывает услуги пассажирам, с другой — перевозчикам. И деньги должны вкладываться в качество услуг. Им платный туалет приносит 1.5 млн в год, но туда зайдешь — там страшно, ремонтов не было сто лет» , — утверждает перевозчик.
При этом предприниматель оказался обижен ремонтом привокзальной площади, который начали этим летом. Он считает, что такие траты не стоило брать на себя предприятию, которое не справляется со своими основными обязательствами. У «Омскоблавтотранса» другая точка зрения: в корпоративной газете заявлялось, что «финансовая сторона вопроса отходит на второй план, когда речь заходит о необходимости создания максимального комфорта и безопасности пассажиров».
По мнению предпринимателя, проблема в том, что «Омскоблавтотранс» дублирует функции автовокзала и перевозчика. В результате деньги, которые поступают на обслуживание пассажиров, идут на нужды убыточного предприятия-перевозчика. Коробейников предлагает реформировать эту систему, выделив автовокзал в отдельную структуру. Впрочем, в министерстве строительства, транспорта и ЖКХ к этой идее отнеслись скептически.
Сюжеты: Больше, чем новости , Омск сегодня Фото: "Город55"Последние новости
Хоценко высказался о продолжении газификации в Омской области на фоне санкций США
Фото: «СуперОмск» В понедельник, 13 января 2024 года, проходит пресс-конференция губернатора Омской области Виталия Хоценко.
Хоценко прокомментировал работу омского Минцифры после ареста Цуканова
Фото: «СуперОмск» В понедельник, 13 января 2024 года, в ходе пресс-конференции губернатор Омской области Виталий Хоценко прокомментировал арест своего бывшего заместителя, экс-главы регионального Минцифры Дениса Цуканова.
Мэр Омска Шелест принял первое кадровое решение в этом году
Фото: «СуперОмск» / Иллюстрация Как стало известно «СуперОмску», в мэрии Омска произошло громкое назначение.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения