«Как получить грант на полмиллиона и замотивировать сотни молодых людей со всего региона делать шикарные кадры», – Андрей Кутузов и Анна Попова о медиапроекте «Омск. Новая высота»
Опытный фотограф Андрей раскрыл «Новому Омску» тайну о том, почему все курсы по фотографии на самом деле должны быть бесплатными.
Опытный фотограф Андрей раскрыл «Новому Омску» тайну о том, почему все курсы по фотографии на самом деле должны быть бесплатными. Подробнее – в нашем интервью.
Фото: Екатерина Ширшова/Андрей Кутузов
Проект «Омск. Новая высота» зародился почти два года назад. Его организаторами стали фотограф Андрей Кутузов и филолог Анна Попова. Андрей вел образовательный курс, обучая ребят всем премудростям фотографии, а Анна взяла на себя организационные моменты и информационное сопровождение. На протяжении целых 16 месяцев эти двое делали все, чтобы более 800 слушателей и участников проекта узнали максимум нового и творчески самореализовались. Постоянно велось активное общение в соцсетях, каждое воскресенье проводились практические занятия, неоднократно совершались выезды в районы Омской области, чтобы вовлечь в проект детей и молодых людей, которые географически далеки от полезных курсов и мастер-классов по фотографии.
Итоговой точкой проекта стала фотовыставка из 96 работ, с которой организаторы сперва объездили область, а затем разместились в историческом парке «Россия – моя история». В минувшую субботу они собрали участников проекта, чтобы показать выставку и подвести итоги работы.
— Как пришла идея создать проект «Омск. Новая высота»?
Андрей: Обучение в фотошколах довольно дорогое. Как правило, люди либо покупают камеры и не фотографируют, потому что нет знаний, либо наоборот, тратят деньги на обучение, а после уже не хватает на камеру… Те немногие теоретические знания, которые даются на курсах, должны быть бесплатными, поскольку объективно там ничего сложного. Все настройки достаточно простые, нужно лишь правильно понимать их соотношение. Мне не жалко делиться этими знаниями. Они на поверхности, как за них можно брать деньги? Действительно важна практика, которую нигде не купишь. В удаленных районах у ребят нет доступа ни к знаниям опытных фотографов, ни к технике. Да, есть что-то в интернете, но далеко не каждый способен все это систематизировать. Отсюда и появилась наша идея.
Анна: Все началось с того, что в 2017 году на «Даче Онегина» мы с Андреем запустили фотолабораторию. Пригласили всех, кому интересна фотография. Пришли и дети, и взрослые, – те, кто хоть раз в жизни хотел научиться фотографии. С группой из 30 человек занимались примерно полгода: теория и практика на «Даче», плюс фотопрогулки по городу. А потом из этой идеи захотелось сделать нечто большее. Мы понимали, что для многих ребят фотография может быть интересной, но недосягаемой. Я написала заявку на грант «Росмолодежи», и весной прошлого года проект получил поддержку. Так началась история продолжительностью в 16 месяцев.
— Кто стал частью этого проекта?
Анна: По условиям проекта, мы сфорировали группу из 60 участников, ребят от 14 до 30 лет. Но если кто-то младше 14 или старше 30 проявил огромное желание участвовать и заниматься фотографией, мы не отказывали, брали дополнительно к сформировавшейся группе. Вообще конкурс в октябре прошлого года показал серьезный запрос на такие проекты: мы собрали более 300 заявок! Пять человек на место – это большая ответственность для организаторов.
— А что с уровнем подготовки участников? Нужно ли было уже уметь держать в руках камеру?
Андрей: Когда мы проводили собеседование во время отбора, то спрашивали об уже имеющихся навыках. Но это ни в коем случае не было решающим критерием. Мы смотрели в первую очередь на желание снимать.
Анна: Каждый приходил со своим уровнем подготовки. Одна девочка на собеседовании едва сдерживала слезы: она очень переживала, что не умеет фотографировать. Но ей хотелось не просто научиться, но и создать свой проект. И она пригласила модель, сделала макияж и создавала образы, училась работать со студийным светом, обрабатывать фотографии. В итоге получилась серия из четырех фэнтезийных снимков – с феей, волшебницей, единорогом и эльфом. Человек с нуля достиг ощутимых результатов. Это важно.
— То есть к вам на проект можно было попасть без собственной камеры?
Анна: У нас была техника, которую мы давали ребятам для практики. Что-то было приобретено на средства гранта, собственные камеры мы тоже позволяли использовать.
— Не страшно было давать в руки новичкам дорогостоящую технику?
Андрей: Я всегда был с ними рядом во время съемок, поэтому нет, не страшно.
— Неужели абсолютно все участники дошли до конца проекта?
Анна: Несколько человек перестали посещать проект по объективным причинам: кто-то переехал всей семьей в другой город, кто-то был вынужден отдавать все время подготовке к ЕГЭ. Но в каком-то смысле они остались участниками проекта, продолжая заниматься удаленно и просить советы Андрея в соцсетях.
Андрей: Были ребята, которые просто поняли, что «не мое это». Кто-то хотел вести стримы, делать живое общение, кто-то что-то другое... А сейчас занимаются другими вещами, тоже интересными, и мы продолжаем общение, но уже вне проекта.
— Было ли проблематично проводить занятия для аудитории в 60 человек?
Анна: Когда требовалось, делили ребят на группы по 10-15 человек, каждый приходил в свое время. Особенно важно это было на практических занятиях, чтобы тонкости настройки можно было разобрать с каждым.
— Почему было выбрано название «Новая высота»?
Андрей: Давным-давно мы сняли ролик, но Youtube заблокировал его, назвав причиной пропаганду суицида. Смысл в том, что кто-то в поисках интересного кадра покалечился, а мы сделали с джамперами видео о том, как они прыгают с моста, делают фото. Посыл был в том, что эффектные снимки можно получить и более безопасными способами. С тех пор у меня эта «высота» сидит где-то в голове. К тому же, это же понятие многослойное: не обязательно высота в метрах, это могут быть и профессиональные высоты, новый взгляд.
Анна: Серый асфальт, серые стены, серое небо – в наших буднях не так много поводов для радости. А хочется как-то конструктивно и позитивно смотреть на мир. Новую высоту важно взять у себя в голове, чтобы иначе взглянуть на все то, что тебя окружает.
— Были ли еще какие-то необычные сюжеты для съемок?
Анна: Среди участников была сотрудница омского «Наутилуса», и одно из занятий мы провели, снимая подводных жителей. Очень интересное место для фотографов: полутемное помещение, рыбы, которых нужно успеть «поймать» в движении. Снимали и профессиональных танцоров. И городские праздники, например, Масленицу.
— Почему проект длился так долго? Ведь он занял почти полтора года.
Анна: На фотоинтенсивы в 10 районах ушло все лето и начало осени 2018 года. Потом начался конкурс, этап отбора заявок. Те ребята, которым удалось пройти, были полностью погружены в обучение: они занимались по три-четыре часа каждое воскресенье, оставались работать над своими проектами, выполняли домашние задания, ходили на фотопрогулки. Мы создали все условия для практики в разное время года. Если посмотреть на курс из 52 занятий, то вопрос о том, почему целых полтора года, отпадает сам собой (смеется).
— Что бы вы назвали самым важным, что удалось сделать за 16 месяцев работы?
Анна: Все началось с поездок по области с фотоинтенсивами. Где-то было не больше двух десятков человек, а где-то собирались полные залы, которые едва вмещали всех желающих. Некоторые из ребят настолько заинтересовались занятиями, что решили участвовать в основном этапе, который проходил уже в Омске. И приезжали в город каждую неделю. Сейчас многие смотрят на выставку и спрашивают у нас, организаторов: «Это ваши работы?» А мы отвечаем, что это сняли участники проекта, среди которых есть и школьники. Для некоторых ребят становится настоящим откровением, что можно вот так классно снимать, хотя еще учишься в школе. И это ощущение, «я тоже так могу», для них очень важно.
— Что можно увидеть на итоговой выставке проекта?
Андрей: Всего на выставке представлено десять авторов. Каждые четыре работы — это своя история. Кто-то попытался увидеть красоту в разрушенном, кто-то сделал свои самые удачные снимки совершенно случайно, а кто-то просто занял свой путь от школы до дома.
— Почему из 60 участников проекта всего 10 представили свои работы на выставке?
Андрей: Во-первых, не все согласились выставлять свои снимки на всеобщее обозрение, стесняются. Ребята хоть и чувствовали, что развили свой навык за время проекта, но пока не готовы делиться с миром. Во-вторых, нам пришлось многие работы «зарубить», поскольку на выставку нужны были серии снимков, и из нужно было как-то структурировать по тематике. Были очень кайфовые работы, но одиночные. Они хороши сами по себе, но в масштабах выставки требовалась серийность.
— Большая часть выставленных работ сделана без обработки?
Андрей: Обработка в любом случае присутствует, где-то кадрирование, где-то цвета подтянуть, насыщенность и другие параметры. В любой работе есть какая-то корректировка. Элементарно — сейчас почти все камеры снимают в RAW, а значит нужна конвертация. Это уже обработка. Однако действительно почти все работы на выставке с минимальным уровнем фотошопа. Мы старались сделать так, чтобы большинство эффектов достигалось аналоговым способом.
— Насколько ребята выросли за время проекта, как фотографы?
Андрей: Лучший показатель в данном случае — это внимание к их работам. Например, на выставке у нас появились фотографии-лидеры среди посетителей. Котики, туман, виды сверху, черно-белая серия и целых 12 работ в одном стиле одной девушки. На них объект съемки отражается от цветных панелей, и автор к каждой из них поместила тематическую цитату. Это было очень необычно – увести объект съемки на второй план, сделать его не резким да еще и заранее продумать всю эту идею! Я сам сперва сомневался, что публике такое «зайдет», но напрасно. Многие ребята из районов делали сэлфи на их фоне и даже переписывали цитаты. Думаю, они с автором на одной волне.
У парня, который еще учится в гимназии, получились отличные снимки фрагментов деревянных домов – где-то они полуразрушенные, где-то наоборот отреставрированные. Они есть и на выставке, но далеко не все. Я ходил с ним по городу, давал свою камеру и даже предложил выпустить полиграфическую версию. Теперь у школьника будет своя книжка про деревянный Омск.
У многих ребят, которые выкладывают свои работы в социальных сетях, воруют фотографии. Раньше такое тоже происходило, но теперь, когда уровень повысился, делают это еще чаще. Ребята говорят: «Я становлюсь популярным!» Я им отвечаю, что так они просто поощряют воровство.
— Какие трудности возникали во время работы над проектом?
Андрей: Самое сложное всегда — это договориться с самим собой. Я не первый раз общаюсь с их ровесниками, и в этот раз я попытался научить их не только фотографировать, но и организовывать свою работу. Освоить гугл-документы, тайм-менеджмент, планирование. Сознательно заставлял их делать что-то необязательное, но важное. Например, прописать посекундный сценарий, чтобы понимали, как такие вещи потом влияют на воплощение. За время съемки ролика состав ребят менялся, но поскольку они все вовремя зафиксировали, то для новичков не было проблемой понять, что от них требуется.
— Вам самим удалось чему-нибудь научиться у юных участников проекта?
Андрей: Я утвердился во мнении, что если не хочешь разочароваться в человеке — не надейся на него. Люди могут многое обещать и вообще ничего не сделать. А могут наоборот превзойти себя. Были ребята в проекте, от которых мы не ожидали «прорыва», но они развивались, а затем делали очень неожиданные и талантливые вещи. Это не наша заслуга, просто время, место и обстоятельства. Мы просто дали толчок, с остальным они справились сами.
Например, один парень из Москаленок проапрегрейдил свой компьютер ради проекта, поскольку видео в 4К были слишком «тяжелыми». Он купил более мощную видеокарту и блок питания, разные фундаментальные вещи именно ради одного ролика. Две-три недели просто монтировал: парень пропал, даже на сообщения не отвечал. Я думал все, слился. А в итоге сделал в лучшем виде.
— Какой отклик о проекте запомнился вам больше всего?
Андрей: Мы год назад были в Калачинске, там одна девушка очень заинтересовалась нашим фотоинтенсивом. Когда мы снова туда приехали, уже с выставкой, и попросили ее описать увиденное одним словом, это было слово: «Вау!»
— Планируете ли вы запустить второй этап проекта? Чтобы охватить больше районов и тех ребят, которые не прошли в первый раз.
Анна: Время покажет. Полученный опыт нравится и участникам проекта, нам. Отклик от людей есть и, после организации выставок, мы получаем его вдвойне.
Дарья Нестерова авторПоследние новости
По линии омского Минздрава продолжаются кадровые перестановки
Фото: иллюстрация / «СуперОмск» «СуперОмску» стало известно об очередной кадровой перестановке по линии Министерства здравоохранения Омской области.
Владельцев киосков-нарушителей хотят наказывать без предупреждения
Фото: иллюстрация / СуперОмск Депутаты Омского горсовета разработали проект законодательной инициативы,
Самая стильная Ёлка!
Актив комитета ТОС «Новоамурский» принял участие в конкурсе на лучшее новогоднее оформление самоуправляемой территории.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи