Один день с соцработником. "Я иду не на работу, я иду к людям"
Автор: Лидия Чесакова "Омск Здесь" провёл один день с социальным работником Татьяной Бабарыкиной, посетив с ней нескольких пенсионерок и выяснив, кому чаще всего нужна помощь такого специалиста.
"Омск Здесь" провёл один день с социальным работником Татьяной Бабарыкиной, посетив с ней нескольких пенсионерок и выяснив, кому чаще всего нужна помощь такого специалиста.
Профессия социального работника ассоциируется у многих с тоской и серостью. Приходит человек к одиноким пенсионерам, чтобы помочь в быту или сходить за покупками. Мало кому интересны эти старики. Так кто же решается добровольно ходить к ним, чтобы вымыть полы или приготовить еды? Такие же одинокие женщины, у которых нет работы и семьи, готовые тратить своё время на чужих дедушек и бабушек? "Омск Здесь" познакомился с представительницей этой профессии и провёл с ней несколько часов. Татьяне Бабарыкиной 53 года. Из них 15 лет она трудится соцработницей.
- Высшего образования у меня нет, по профессии я швея, - говорит Татьяна по пути на рынок, где планирует купить провизии для своих "подопечных". - На работу в центр соцпомощи "Пенаты" пришла, потому что в тот момент мне был удобен более-менее гибкий график. К своей работе я подошла со всей душой, стараясь не просто выполнять обязанности, но и общаться с бабушками. Так и втянулась, работаю уже много лет.
То, что соцработниками становятся несостоявшиеся медики или женщины предпенсионного возраста - ошибочный стереотип. Как говорит Татьяна, есть женщины (в этой профессии мужчины встречаются редко) и с высшим образованием, и без дипломов. На соцработниц не учат в институте, это, скорее, особое призвание. Пойти на работу и "отсидеться" с 9 до 6 не получится. Нужно или работать на совесть, или не работать вовсе.
У Татьяны девять бабушек. Кому-то нужно закупить продукты и вынести мусор, кому-то помыть полы, окна, помочь принять ванну, расчесать волосы… Они уже привыкли к своей Танюше, а она к ним. Когда соцработница уходит в отпуск, они звонят и спрашивают, когда выйдет их любимица.
Татьяне очень повезло - у неё есть личный автомобиль. И это избавляет от необходимости ходить пешком с продуктовыми сумками по адресам. Заезжаем на Рыбный рынок. Там Татьяна бежит как будто по заданному маршруту от прилавка к прилавку, где продавцы её знают, здороваются, предлагают колбасу помягче, сосиски посвежее. Цены соцработница фиксирует в блокноте, где для каждой бабушки составлен список продуктов. Здесь встречаем её коллегу Наталью, которая с сумкой продуктов спешит к своему подопечному дедушке.
- У многих из нас нет личного транспорта, есть проездной, вот несём сумки с продуктами в любую погоду - стариков голодными не оставишь. Но у нас с Татьяной один участок, она часто меня подвозит с покупками для пенсионеров, - поясняет Наталья.
Женщины едут к пенсионерам в "Питомник" - этот жилой сектор, расположенный за Чкаловским посёлком, Окружной дорогой, взлётной полосой в народе зовут Берлинкой. Некоторые омичи и не знают, что там есть жилые дома. Муниципальный транспорт туда не ходит. Три раза в день от Романенко ездит маршрутка. Если опоздаешь - придётся топать пешком или ехать на такси 3-4 километра. Магазина и аптеки в этом частном секторе нет. Был небольшой торговый павильончик, но предпринимателю он оказался невыгодным. Для стариков, у которых дети живут далеко или вовсе нет родственников, соцработники - единственные, кто может помочь с доставкой провизии, бытовой химии и лекарств.
Сначала заходим к Эльзе Эдуардовне. Перед её домом ухоженный палисадник, во дворе рвётся с цепи лохматый пёс, но не злится, радуется гостям. И хозяйка дома выходит, ослепляя улыбкой: "Танечка, я с утра вас жду, пойдёмте скорее, я чайник поставлю, выпьем чаю!". Татьяна отказывается, ведь сюда нужно только продукты завезти, принести воды из колодца и поговорить, а у другой бабули запланирована уборка. Видно, что Эльза Эдуардовна расстроена таким коротким визитом, и Татьяна останавливается, заводит разговор про урожай, сад-огород. А пенсионерка, как будто душой расцвела, ведёт в палисадник, показывая, какие цветы, обрадовавшись теплу, вдруг расцвели в октябре. А после с видимым сожалением прощаемся. Но мы спешим к Елене Ивановне.
- У Эльзы Эдуардовны дети и внуки частые гости, особенно после смерти мужа. Они с супругом были очень близки, такая гармония в отношениях чувствовалась! Как ни заеду, они то кроссворд разгадывают, то в нарды режутся, всегда вместе. Но мужа не стало, она теперь одна. Но бодрости духа не теряет. А вот Елена Ивановна тоскует - муж давно умер, один сын погиб, другой уехал в Севастополь. Внуки есть, но приезжают нечасто. Она пригласила к себе жить двоюродную сестру-пенсионерку, но та тоже особо помочь не может - сильно болеет. Женщина даже котёнка решила завести, хоть кошек и не любит. Тоскливо очень, особенно зимой, когда из дома часто не выйти.
Елена Ивановна оживляется при виде нас. Погода на улице была не по-осеннему тёплая, и она со своей подругой затеяла стирку. Водопровода нет, воду нужно накачать из колодца, постирать, прополоскать бельё. Огород уже убран, лишь вдоль ограды горят огоньками ярко-оранжевые цветы: "Не убираю, хочу, чтобы сестра увидела, она их очень любит, жду её, скоро приедет из Читы со мной зимовать", - поясняет хозяйка.
Мы заходим в дом, Татьяна сразу распаковывает продукты, рассказывает Елене Ивановне, что купила, какие лекарства заказала. Переодевается, а хозяйка показывает мне фото давно погибшего сына в морской форме. Рассказывает, как мама её жила долго, больше 90 лет, а муж умер в 64 года. Татьяна выпроваживает нас на улицу, чтобы не мешали пылесосить. И мы, греясь на лавочке у дома, продолжаем разговор, наблюдая, как кот Марсик ловит облетающие листья.
- Я сейчас рада и сама что-то поделать, а пальцы скрючило болезнью, - даже не жалуясь, а просто рассказывая о себе, продолжает разговор Елена Ивановна. - С 17 лет в читинской деревне коров доила, в резиновых сапогах 13 лет проходила, оттого и руки, и ноги больные. В 30 лет переехали сюда, по квартирам с мужем и детьми скитались, но пять лет проработали в "Сибирском питомнике", нам этот дом построили. Потом дети выросли… Если бы не Татьяна, меня бы и в живых давно не было. Она меня тормошит, отвлекает, старается меня расшевелить. Да и других стариков тоже. С Эльзой мы дружим, но до её дома на другом конце посёлка мне не дойти, а тут нас вывозили в лес, увиделись, и с другими бабушками пообщались.
Выезд в лес был для пенсионерок событием. В социальном центре организовали для бабушек развлечение - сеанс дендротерапии. Устроили что-то вроде небольшого праздника на свежем воздухе: развлекли, пофотографировали, рассказали о способах полезного "общения" с деревьями. А те и рады выбраться из дома, увидеться с подружками, попить чаю на свежем воздухе. Проводили и гарденотерапию. Соцработницы устроили шуточные состязания между своими подопечными, чтобы бабушки и дедушки показали, какой урожай они собрали со своих огородов. Пожилые люди показали выращенные цветы, тыквы, помидоры, другие овощи и фрукты со своих грядок. Организаторы для каждого придумали номинацию, выписали грамоту, вручили сладкие подарки.
- Я в конкурсе участвовала, Танюша мне фотографии напечатала. Она всегда нам печатает, мне очень с ней повезло. Говорит, можно звонить ей в любое время, но я её не беспокою, понимаю, что она с нами навозится за неделю, надо и отдохнуть, - говорит Елена Ивановна.
Татьяна лихо выхлопывает коврик, моет ступени крыльца, набирает свежей воды в вёдра. Работа окончена. Она снова записывает пожелания бабули, чтобы привезти в следующий раз.
- К Елене Ивановне езжу два раза в неделю. Столько лет работаю соцработником, вроде уже научилась не пропускать через себя проблемы моих стариков, понимаю, всё равно я не могу им помочь глобально, вылечить болячки или вернуть детей. С нами в центре каждый месяц работает психолог, помогает снять психологическую нагрузку. Но иногда какая-то ситуация так зацепит, что спать не можешь, сердце болит. И работу свою оставить не могу - я не на работу хожу, а к людям. Они мне уже как родные, - говорит Татьяна.
Помимо бытовых забот, стариков приходится возить по больницам. С возрастом к врачам обращаются всё чаще, а без помощи соцработницы приходится вызывать такси, что очень накладно для пенсионера. Татьяна говорит, что только одну бабулю в прошлом месяце три раза в диагностический центр возила. А ведь сначала надо талон к врачу взять - через интернет не всегда получается, приходится с утра в поликлинику ехать, задолго до начала рабочего дня. Но другую работу Татьяна и не думает искать, говорит, до пенсии доработает. Да и не бросит своих бабушек, как же они без неё?
Фото: "Омск Здесь", комплексный центр социального обслуживания "Пенаты"
Последние новости
Заседание комитета.
16 января 2025 года в комитете ТОС «Амурский-1» состоялось заседание комитета.
«Расширенное заседание КТОС»
В комитете ТОС «Молодежный» 16 января 2025 года прошло расширенное заседание членов комитета совместно со старшими по домам и квартальными.
Своих не бросаем!
Комитет ТОС «Чкаловский-3» передал волонтерам организации «Гумпомощь Омск» банки для изготовления окопных свечей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией