Омский невролог рассказал, как не умереть в самолете
Кому стоит быть особенно осторожным перед посадкой в самолет, что нужно брать с собой в перелет сердечникам, беременным и зачем пассажирам медитация?
Кому стоит быть особенно осторожным перед посадкой в самолет, что нужно брать с собой в перелет сердечникам, беременным и зачем пассажирам медитация? Завкафедрой неврологии ОмГМУ Алексей Рождественский рассказал, как уберечь себя от трагедии в небе.
На днях произошло ЧП — пассажиру, летевшему из Красноярска в Москву, стало плохо. Экипаж принял решение совершить экстренную посадку в омском аэропорту. Однако на момент приземления больной, несмотря на усилия бортпроводников и медика-пассажира, скончался . По предварительной информации, ему стало плохо с сердцем вскоре после взлета. К сожалению, подобные трагедии не редкость для нашей жизни.
Кто-то даже не догадывается о проблемах, которые может ему принести перелет, кто-то прекрасно знает о своих болях в сердце, но ему приходится совершать перелеты по деловым и личным вопросам. В любом случае современному активному человеку не избежать самолетов. Но как сделать перелеты безопасными? На наши вопросы ответил специалист Алексей Рождественский.
Алексей Сергеевич, в последнее время нередко появляются новости о трагедиях, которые происходят на борту самолета – пассажиры умирают от сердечных и других заболеваний. Чем объясняется то, что в небе обостряются проблемы у больных людей?
- Трагедии имеют место, экстремальные факторы есть в любом полете, действуют на всех людей, но на всех – по-разному. Не стоит забывать и об экстремальных эмоциональных нагрузках. Некоторые пассажиры начинают испытывать их еще до взлета, а в отдельных случаях – еще за долго до приезда в аэропорт.
В полете человек оказывается в замкнутом пространстве, в условиях ограниченной подвижности, где меняется давление и влажность воздуха, где снижается количество кислорода. Это основные факторы, которые не зависят от психофизиологии, они объективно есть. Если нарушается техника безопасности полета, возможны еще и механические травмы. Поэтому пассажиру, у которого в силу имеющихся заболеваний снижена переносимость действия таких факторов (на земле чаще встречаются не в сочетании, а по отдельности), лететь всегда рискованнее, чем здоровому человеку. Возможен срыв компенсации, конечно.
Есть ли строгие ограничения по перелетам для людей, которые страдают какими-либо заболеваниями?
- Строго ограничены: острые периоды заболеваний сердца, сосудов и нервной системы. Из «неболезней» - ранние и поздние сроки беременности, первая неделя жизни ребенка. Во время любого перелета возникает снижение уровня кислорода до таких уровней, при которых в больницах у больных людей начинают «давать кислород». Зачем этот риск?
Меняется внутричерепное давление, а это самая сложная константа в человеческом организме. Зачем это пациенту после инсульта или ЧМТ? При длительном сидении меняется текучесть крови, может случиться тромбоз – тоже мало не покажется. Таких пассажиров на борту обычно и нет. Если возникает жизненная необходимость, они осуществляют перелет на специальных самолетах, где есть условия для работы бригады врачей.
А существуют ли профилактические меры, которые могут уберечь, например, сердечника от обострения проблем на борту самолета?
- «Сердечнику» надо быть уверенным в работе сосудов собственного сердца, в уровне своего артериального давления. Некоторые специалисты даже рекомендуют принимать увеличенную дозу лекарства. Не считаю так - решать должен лечащий доктор. А вот немедикаментозные средства, думаю, универсальны. Нужно принимать достаточный, большой объем жидкости, при длительных перелетах вставать, стоять, не переживать ни до, ни во время полета. Даже задержка и сложности в аэропорту не должны вас «раскачивать». Учитесь техникам медитации, специального дыхания – это сберегает силы.
В условиях неизбежной гипоксии у значительного числа людей меняется эмоциональный фон, чаще становится более ярким что ли. Не переедайте. Вкус в полете наоборот притупляется, и пища в самолетах поэтому специфическая – будьте осторожны, зачастую она содержит большее количество искусственных компонентов.
Какие неприятности со здоровьем могут ожидать при полете людей, которые в принципе не считают себя больными, ведут правильный образ жизни, не жалуются на болезни сердца, проблемы с давлением, сосудами и прочее?
- Я бы назвал сухой воздух, проблемы вентиляции. От этого высыхает слизистая носоглотки. Вдобавок скученность – это повышенные риски респираторных инфекций, дополнительная нагрузка на иммунную систему. Часто у «здоровых» болит спина или шея, рука или нога - это уже мелочи, позвольте пошутить. Есть такие случаи в современной практике, что после полетов появляется страх полетов, вплоть до панических атак и дезадаптаций. Это уже сложнее. Бывает, после таких некомфортных полетов начинается неудержимый поиск болезней и отклонений в показателях здоровья, некорректная или спекулятивная интерпретация полученных результатов, то есть, застревание и накручивание, как модно сейчас говорить.
Здесь нужен специалист, которому вы доверяете и зачастую совсем не психотерапевт или невролог - нужен врач, как говорится. Поэтому много неприятностей в подобных ситуациях у таких пациентов (представим себе такую модель) - это неправильная интерпретация полученной информации. Остальное лечится.
О том, как не умереть на работе, можно прочитать здесь .
Наталья Коробова авторПоследние новости
Приоритет трудоустройства граждан России
Депутаты ЛДПР предлагают законопроект для защиты рабочих мест россиян.
Борьба с наркоманией в Омской области: новые подходы и планы на будущее
Губернатор обсудил меры по профилактике наркомании и борьбе с IT-наркопреступностью.
Видеосеминар по профилактике наркологических расстройств в Омской области
Специалисты обсудили важные аспекты наркологической практики.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией