Правила дорожного движения хотят написать «всем миром»
В новом документе должны быть разделы для пешеходов, самокатчиков и автомобилистов.
Правила дорожного движения хотят написать «всем миром»
В новом документе должны быть разделы для пешеходов, самокатчиков и автомобилистов.
Общественная палата РФ готовит новые ПДД, которые будут основываться на обращениях населения и мнениях экспертов. Целью этой работы является создание более понятной структуры документа, который будет доступен для всех участников дорожного движения и всех транспортных средств, передвигающихся на колесах.
В интервью заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с общественными некоммерческими организациями, Александр Холодов, отметил нестыковки в действующих ПДД. Он также подчеркнул важность человеческого фактора на дорогах и необходимость повышения гражданской сознательности у водителей.
Кроме того, Холодов обсудил перспективы использования летающих автомобилей в России. Он отметил, что эта технология может стать реальностью в будущем и привести к значительным изменениям в дорожном движении.
Главное — в главах
- Александр Львович, вы с коллегами сейчас работаете над предложениями для новх Правил дорожного движения. Почему Общественная палата, а не Минтранс?
- Минтранс впоследствии привлечет специалистов, и в итоге они напишут точно такой же текст правил, как и сейчас. А сейчас спрос на более нормативный документ, написанный простым языком, который даже дети будут понимать. Да и взрослый водитель чтобы не забывал через неделю после того, как получил водительское удостоверение. Появились новые виды транспорта — электросамокаты, которыми управляют люди разного возраста, поэтому все должно быть написано четко и внятно.
- А действующие правила? Их обычно продлевали.
- Они до 2029 года и уже не отражают реальности, к тому же много раз переписанный документ не очень качественным получается. Насколько мне известно, нет соответствующего поручения Правительства ни Минтрансу, ни ГИБДД. А мы, мне кажется, можем соблюсти необходимый баланс между официальным и бытовым, всем понятным языком. Сделать какие-то заготовки, черновики, которые бы потом использовались в тексте документа.
У Правительства может быть свое видение, пожелания к этому нормативному документу, а у нас оно такое… общественное. У палаты есть подобный опыт. По электросамокатам отдельные наши предложения уже вошли в ПДД: ограничение веса для движения в пешеходных зонах — до 35 килограммов, классификация как транспортного средства.
- В чем новшество и суть будущего документа?
- Прежде всего в структуре: от простого к сложному. Нынешние правила начинаются с раздела «Термины». А как обычно бывает в книгах? Непонятные слова и сноски — в конце. И здесь, думаю, термины надо в конец ставить. А начать с правил для пешеходов. Потом — главу правил движения, условно говоря, на роликовых коньках. Дальше, допустим, человек хочет сесть на велосипед — следующая глава для него. На велосипед с моторчиком — для него и так далее. Мы собираем предложения от населения на нашем сайте. Они периодически поступают. Креативного пока ничего нет, но благодаря им уже понятна структура будущего документа. Дальше планирую привлечь экспертов — по пешеходам, средствам индивидуальной мобильности. Невозможно сразу написать все правила, это слишком сложный и объемный документ, поэтому будем работать пошагово. Следующее мероприятие в Общественной палате планируется по теме «Правила для пешеходов». И затем — по каждой главе.
Штраф под вопросом
- Мы часто видим на тротуарах электросамокаты на большой скорости. И статистика травм уже вселяет тревогу. В какой степени жестким должно быть наказание за опасную езду, особенно для злостных нарушителей?
- Какое бы наказание ни прописали, оно не будет работать, потому что его формулировка сейчас неверная: «когда человек несколько раз совершает правонарушение». Вопрос: если человек совершил у вас три правонарушения подряд, кто вам мешал ему выписать три штрафа за каждое по отдельности? Значит, вы не в состоянии нарушителя ни отловить, ни оштрафовать? А если за одно нарушение не в состоянии, то как будете за три штрафовать и ловить?
- Ни разу не видела, чтобы полицейский остановил самокатчика.
- Человеческий фактор. Сотрудник полиции понимает: сейчас он махнет палочкой, а тот мимо проедет. И что ему делать? Бежать за ним, догонять, стреляя по колесам? А дальше окажется, что у самокатчика нет паспорта с собой. Как ему выписывать штраф? Значит, его придется доставлять в отделение, то есть потратить на него полдня. В итоге государство получит в лучшем случае 1,5 тысячи рублей штрафа. Для руководства любого отделения полиции или ГИБДД процент подобных нарушений гораздо меньше, чем пьяных водителей за рулем. И им априори уделяется меньше внимания.
- Одним полицейским свистком и штрафом тут, наверное, не обойтись. Как повысить гражданскую сознательность?
- Мы два года назад предлагали: ввести категорию М, имеющуюся у любого обладателя водительского удостоверения, для самокатчиков. Упростить процедуру ее получения для тех, у кого нет водительского удостоверения. Условно: сдал тест на правила — получаешь права. В этом случае у человека вместе с правами добавляется ответственность и сознательность. Штрафа люди не боятся даже в 1,5 тысячи рублей. А если есть опасность лишиться прав по всем категориям и еще получить штраф 30 тысяч, никто не будет кататься пьяным на самокате. Мы это уже проходили с мопедами. Был момент, когда их массово покупали, ставили в гараж. Приезжали туда на машине, выпивали и домой — на мопеде. Был очень большой процент травматизма. И как только ввели категорию М, мы этих мопедов уже не видим. Доставщики ведь тоже ездят не на мопедах, а на том транспорте, к которому меньше требований. Потому что трезвым надо быть, знать правила, иметь водительское удостоверение и чувствовать ответственность перед другими участниками дорожного движения.
Обгон сверху
- Что нас ждет в будущем в части транспортного законотворчества?
- Есть запрос на беспилотники, потому что беспилотный транспорт де-факто уже катается по Москве, уже даже такси есть. Но юридически его еще нет и непонятно, как его отрегулировать. И во всем мире непонятно. Если мы хорошо напишем, все с нас будут брать пример. И следующая задача — летающие автомобили.
- Как в фильме «Пятый элемент»?
- Да, почти, это такие квадрокоптеры. Звучит достаточно смешно, но вот в Китае уже показали работающие модели. Они там летают пока всего 25 минут, но тем не менее. Например, подъехал к одному берегу Москвы-реки или Невы, перелетел и дальше поехал. Или в пробке — обогнал кого-нибудь, перелетел сверху. Но здесь очень много вопросов будет к инфраструктуре: она у нас не готова хотя бы из-за проводов. Если только в требования включить: «Обгон сверху запрещен».
Фото из открытых интернет-источников
По материалам «Парламентской газеты»
Последние новости
Рост заболеваемости коронавирусом в регионах России
Федеральный оперштаб представил новые данные по COVID-19.
Промышленность Омской области демонстрирует рост
Омская область продолжает устойчивое развитие производственного сектора.
Выездной прием граждан в Омске
Заместитель мэра Омска провел встречу с жителями для решения актуальных вопросов.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований