В России страховщики не смогут отказывать водителям в оформлении ОСАГО
ЦБ написал правила для получения полиса «автогражданки» в электронном виде.
В России страховщики не смогут отказывать водителям в оформлении ОСАГО
ЦБ написал правила для получения полиса «автогражданки» в электронном виде.
Российские автовладельцы смогут оформлять полисы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в электронном виде через государственную информационную систему. Предусматривающий это проект положения Центробанк представил для общественного обсуждения на своем сайте. Автоматизированная информационная система (АИС) страхования упростит получение услуг страховщиков, сделает прозрачными выплаты в случае ДТП, но рассчитывать, что ОСАГО станет дешевле, не приходится, считают эксперты.
Крепче за компьютер держись, шофер
С 1 октября будущего года Центробанк станет оператором новой АИС страхования, в которой будут собирать сведения обо всех страховых актах в стране. В настоящий момент эту базу ведет Российский союз автостраховщиков (РСА), который в начале октября передал права на все собранные данные «дочке» ЦБ — акционерному обществу «Национальная страховая информационная система». В задачи общества входит обеспечение доступности страховых услуг для населения, борьба с мошенничеством и предоставление данных для проведения более обоснованных расчетов тарифов.
АИС будет взаимодействовать с порталом госуслуг, что позволит пользователям через личный кабинет просматривать свою историю страхования, активные договоры и статус страховых событий. Также система позволит оформлять полисы в электронном виде, без необходимости предоставления повторно всех данных, так как они уже будут храниться в системе. Если в данных найдутся ошибки, клиент сможет загрузить копии документов для исправления без посещения офиса. Это упростит жизнь автовладельцев и сделает расчеты со страховой компанией более прозрачными и понятными.
Контроль не снизит цены
В новой системе информационного обмена в числе участников будут 13 государственных органов, включая Центробанк, Минцифры, МВД, Минобороны, МЧС, Минфин, ФТС, ФНС, Социальный фонд России и органы власти субъектов. Глава Комитета Госдумы по финрынку, Анатолий Аксаков, сообщил «Парламентской газете», что в АИС будут собирать информацию о различных видах страхования, что позволит объединить данные в одной системе и обеспечить более безопасное хранение информации о гражданах.
Центробанк получает много жалоб на отказы страховых компаний заключать договора ОСАГО. За последние три года количество обращений увеличилось в шесть раз. Люди жалуются на технические проблемы, невозможность оформления полиса из другого региона, а также сложности с страхованием мотоциклов и автомобилей такси. Аксаков считает, что с началом работы АИС страхования такие проблемы должны уменьшиться или исчезнуть, так как контроль будет усилен, а система будет работать в интересах страхователей, чтобы они могли получить максимум информации.
Передача базы данных от РСА к ЦБ позволит страховым компаниям снизить издержки, однако зампред Комитета Госдумы по транспорту, Юрий Григорьев, не ожидает снижения тарифов на ОСАГО. Он считает, что Центробанк сделал первый шаг к полностью электронному документообороту в сфере страхования и правильно взял на себя контроль над этой областью.
Таксистам — две страховки
В Национальном автомобильном союзе (НАС) считают, что необходимо создать полностью государственную систему автострахования, так как проблем с ОСАГО слишком много и они не могут быть решены отдельными изменениями. Вице-президент НАС Антон Шапарин заявил в интервью «Парламентской газете», что даже если удастся решить проблему случайных зависаний системы при оформлении полиса, все равно останется главная проблема — заниженная стоимость запчастей в каталогах РСА, из-за чего люди не получают достаточных выплат в случае ДТП.
С 2024 года таксисты должны будут оформлять еще один полис — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП), помимо ОСАГО. Центральный банк учел этот факт в разработанном проекте положения, разделив два вида страхования. Если по вине таксиста или водителя автобуса пострадают пассажиры и другое транспортное средство получит повреждение, то пассажиры получат выплату по ОСГОП, а хозяин пострадавшего авто — по ОСАГО.
Большинство автомобилистов даже не заметят изменений в правилах ОСАГО, согласно экспертам. Они отмечают, что все больше людей предпочитают оформлять полисы в электронном виде, поэтому личный кабинет будет удобным для них. Страховщики будут обязаны передавать информацию в АИС страхования начиная с 1 апреля 2024 года.
Фото из открытых интернет-источников
Сергей Михневич
Последние новости
Обновление инфраструктуры для маломобильных групп населения
В учреждении проведены значительные изменения для улучшения условий жизни.
Назначение нового руководителя омского Фонда ОМС
Павел Найденко стал новым главой территориального Фонда обязательного медицинского страхования в Омске.
Омская область на пути к культурной столице России 2026
Делегация Омска участвует в установочном семинаре конкурса.
Промокоды и личные финансы
Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить