День Покрова Пресвятой Богородицы — в истории всемирной и омской

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю или 14 октября по новому) был издавна отмечаем на Руси с особенным почитанием и торжественностью.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю или 14 октября по новому) был издавна отмечаем на Руси с особенным почитанием и торжественностью.

На протяжении всей многовековой русской истории мы видим заступничество и покровительство Царицы Небесной над народом. Именно благодаря защите Пресвятой Богородицы жителей Царьграда в 860 (по другим сведениям в 865 г.), князья Аскольд и Дир после своего набега на Византию уверовали в греческую веру, и тем самым положили начало христианизации Руси. А три столетия спустя, чувствуя, что Отечество наше гибнет от разделения власти, Великий князь Андрей Боголюбский в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступничество Царицы Небесной. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя в 1164 г. установить в русской церкви празднование Покрова Божией Матери, а годом позже построить ныне всемирно известный храм Покрова на Нерли.

 

Источник фото: www.pravmir.ru

Само происхождение праздника заставляет нас мысленно перенестись в Византию. X век нашей эры, Греческая империя в огромной опасности от сарацин (мусульман). Благочестивые греки, твердо помнившие, что от Заступницы Небесной всегда можно получить помощь, прибегли к ней и в этот раз, в горячей молитве и покаянии. В Константинополе, во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы, где хранились перенесенные из Палестины святыни: риза Богоматери, ее головной покров (омофорий) и часть пояса, шло воскресное всенощное бдение, народ усердно молился об избавлении своей страны от неприятеля. Вдруг в четвертом часу ночи произошло чудо. Над молящимися в воздухе появилась Богородица, озаренная небесным светом и окруженная в великой славе ликом ангелов, пророков и апостолов. Преклонив колена, Царица Небесная начала со слезами молиться за христиан, а после молитвы сняла покрывало с головы и распростерла его над людьми в храме, защищая их от бед и врагов. Покров этот блистал «паче лучей солнечных». Но сподобились видеть это чудесное видение не все присутствующие, а только двое из них — Святой юродивый Андрей, славянин, бывший воин, захваченный в плен, а затем проданный в рабство, и его ученик, праведный Епифаний. Когда жители Константинополя услышали святых мужей об этом чуде, то сердца всех их исполнились радостью, надеждой и упованием. И упование это не было ложным. В 911 г. враги Церкви Христовой были побеждены и изгнаны из Византии. Но из-за начавшихся в Греческой империи внутренних смут, день Покрова не был внесен в число праздничных, зато это было сделано на Руси, преемницей и продолжательницей веры православной.

Достойное место занял Покров и в народном календаре. С этим праздником православный русский люд связывал множество примет, проверенных многовековым опытом. К Покрову заканчивались сельскохозяйственные работы и активизировалась торговля (известные Покровские ярмарки). Покров считался покровителем свадеб. Девушки, веря в силу содействовать брачному союзу, с раннего утреца бежали в церковь ставить свечку. Существовало поверье: кто раньше свечку поставит, тот раньше и замуж выйдет. Наступление Покрова связывали и с первым зазимьем. Нередко и сейчас можно услышать поговорку: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зима».

Очень тесно связан этот праздник и с историей Омского Прииртышья.

Покровская церковь для военных

В 1910-1911 годах в Омске на территории современного 16-го Военного городка по типовому проекту возвели каменную церковь. Её освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Ежедневно утром и вечером осуществлялись службы в Покровской церкви. Здесь служил священник М. И. Сороколетов и псаломщик И. В. Обогрелов. В праздники храм посещало от 100 до 500 человек. С приходом 12 августа 1924 г. отца Амфилофия (А. К. Горизонтова) Покровская церковь превратилась в религиозно-просветительский центр. С 8 марта по 26 апреля 1925 г. в храме проводился цикл бесед о богопознании. Через год эти беседы продолжились.

 

Отец Амфилохий (Горизонтов). Источник фото:pravoslavnoe-duhovenstvo.ru.

В марте 1926 г. они были совмещены с выступлением любительского церковного хора. В середине 1927 г. начальник военного городка, на чьей территории находилась Покровская церковь, обратился в Горсовет с просьбой о передаче храма в его ведение, так как якобы церковь неоднократно поджигали, а верующих было всего 10 человек, хотя в церковной общине на этот момент состояло 480 человек. Президиум Горсовета удовлетворил ходатайство. 14 декабря храм был передан 34-му стрелковому полку 12-й имени Сибревкома дивизии. Имущество должно было передаваться в Воскресенский собор, хотя ранее – 24 ноября этого же года вышло постановление о передаче имущества в госфонд. 11 января 1928 г. имущество из Покровской церкви вывезли на десяти подводах в неизвестном направлении. Здание некогда бывшей церкви было снесено в 60-ых годах прошлого века. Потом на этом месте был небольшой сквер, который недавно застроили гаражным кооперативом и жилым кварталом.

Интервенты в Омске. Вдали видна предположительно Покровская церковь.

Покровская обитель

Начало монастырскому строительству на Омской земле было положено учреждением в 1895 г. Омско-Семипалатинской епархии. Поскольку монастыри по своей сути являются оплотом и хранителями чистоты православной веры, то пожалуй, наверное, каждый владыка склонен иметь у себя в епархии какую-либо монастырскую обитель. Так было и в 1895 г., когда на только что вновь учреждённую омскую кафедру прибыл Епископ Григорий (в миру Лев Полетаев). Он сразу же дал распоряжения Омской Духовной Консистории приступить к сбору документов, необходимых для учреждения обители, а также истребовал разрешение Св. Синода на сбор пожертвований в пределах Империи на устройство монастыря в Омской епархии. Однако пожертвования много не дали. И тогда Его Преосвященство решил ходатайствовать перед Св. Синодом об уступке земли для Архиерейской дачи, а заодно с этим и для монастыря, что 8 марта 1897 г. высочайше было удовлетворено. С этой даты и начинается история Покровского мужского монастыря Омской епархии.

 

Епископ Омский и Семипалатинский Григорий (Полетаев). Из частной коллекции.   

Монастырь находился в 15 верстах к северу от Омска, в районе Кулачинской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии, посередине двух переселенческих деревень выходцев из Курской губернии, возникших в 1852 г. и названных в честь российских императоров, — Александровки и Николаевки. Обитель располагалась на высоком берегу Иртыша. Перед взором проплывавшего либо по реке, либо следовавшего по дороге путника представлялась следующая картина. Небольшой деревянный на каменном фундаменте храм, освящённый 25 августа 1902 г. Епископом Сергием во имя Святителя и Чудотворца Николая, был обнесён довольно широкой деревянной оградой. Напротив западных дверей храма для монастырской братии был построен весьма вместительный деревянный дом, верхний этаж которого был сооружён из леса, а нижний из кирпича. За оградой имелся небольшой четырёхкомнатный деревянный дом с хозяйственными постройками. К их числу относились: людская, сараи, амбары и скотный двор. Тогда же, в 1902 г. в монастыре собирались строить и большой трёхпрестольный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вместимостью до 800 человек. К тому времени были и собраны средства для строительства – 19 000 руб. А горный инженер А. Сборовский разработал проект храма и составил смету на его возведение. К сожалению, по невыясненным пока нами причинам, проект этот так и остался только проектом. Заложенный в 1907 г. фундамент предполагаемого собора остался незастроенным, хотя на его кладку ушло 700 000 штук кирпича.

 

Проект Покровского каменного храма в Покровском монастыре. Из фондов ГИАОО. 

В 1902 г. в монастыре насчитывалось до 10 человек братии. Из них монашествующим был только один — сам настоятель монастыря, иеромонах Лаврентий, начавший свой подвижнический подвиг в Козельской Оптиной пустыни, в Покровский монастырь он прибыл из Почаевской лавры. Под его началом в обители находилось пять рясофорных и четыре простых послушника. Весь состав монастырской братии был пришлым, из разных монастырей Европейской России. К 1913 г. заметно увеличивается число насельников монастыря. В монастырскую братию уже входило 7 иеромонахов, 1 иеродиакон, 6 монахов и 6 послушников. С 9 декабря 1911 г. управляющим Покровским монастырём стал бывший епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Исидор (в миру Пётр Колоколов). Но в июне 1913 г. он был освобождён от этой должности с назначением в Филейский Александро-Невский монастырь Вятской епархии. В настоящее время он прославлен как новомученник.

Имелись у обители и свои святыни. Так, Святой Праведный отец Иоанн Кронштадский пожертвовал для Никольского храма Покровской обители икону Божией Матери «Всех скорбящих Радости», которая являлась точной копией с иконы, хранящейся в часовне, воздвигнутой на стеклянном заводе в г. Санкт-Петербурге. Размер иконы был 16 на 12 вершков. Образ был написан на золотом, чеканной работы, фоне. На иконе искусно были вделаны натуральные медные монеты в тех местах, где они чудесным образом впечатлелись в достопамятный день Знамения этой иконы. Имелся также в монастыре образ Иверской Божьей Матери, насчитывающий со дня своего написания почти 300 лет. Икона была украшена массивной серебряной ризой.

Имелись в обители и другие чтимые иконы. Так, например, 27 августа 1915 г. настоятель монастыря игумен Аристоклий (в миру Авсентий Ветера), пребывавший на сей должности в этой обители с 13 сентября 1913 г., ходатайствовал перед Омской Духовной Консисторией о проведении по примеру прежних лет крестного хода с храмовой иконой Святителя Николая Чудотворворца по сёлам Петропавловского, Кокчетавского и Ишимского уездов.

На 1913 г. удобной и неудобной монастырской земли имелось 730 десятин. Трудами братии из них обрабатывалось только 70 десятин. Остальная же земля сдавалась в аренду александровским и николаевским крестьянам. Небогатое монастырское хозяйство насчитывало к тому времени 12 лошадей, 20 коров и 20 овец.

Монастырь имел своё подворье с церковью в г. Омске, а также два дома в г. Ново-Николаевске (ныне Новосибирск).

С установлением советской власти в 1917 г. была конфискована принадлежащая монастырю земля. Жители окрестных поселений Николаевки и Александровки зачастую вплоть до самых стен монастыря вспахали принадлежащие некогда обители земли. Монастырский скот был обречён на голодную смерть, поскольку благодаря «бдительности беднейшего крестьянства» на сенокосные пастбища он просто не допускался.

В монастыре в это время наряду с насельниками разместились воины-инвалиды, получившие свои увечия на фронтах Первой мировой войны. Взаимоотношения у них с александровскими крестьянами, мягко говоря, просто не сложились. Поселяне обвиняли увечных воинов, что они самовольно захватывают монастырскую землю, распоряжаются по своему усмотрению сельскохозяйственным инвентарём и пр. и пр. Злоба и обида со стороны крестьян по отношению к инвалидам, на наш взгляд, объясняется просто. Многие из них в дореволюционный период арендовали и обрабатывали монастырскую землю, которую уже привыкли считать как бы своей. Советские административные органы выступили однако на стороне инвалидов, а не крестьян. Так, Омский Областной Комиссариат земледелия и землеустройства своим постановлением от 10 апреля 1918 г. за № 126 передал земельный участок монастырской земли со всем «живым и мёртвым инвентарём», лесом и имуществом во временное пользование Комитету увечных воинов.

С приходом Белой власти монастырская братия обратилась с ходатайством о возвращении монастырской земли к Земельной Управе Временного Сибирского Правительства. Своим решением Акмолинская Областная управа от 5 июня 1918 г. постановила отвести монастырю 125 десятин сенокоса из конфискованного «советами» монастырского участка. Однако, на практике вернуть этот земельный участок оказалось не таким-то простым делом. Александровские и николаевские крестьяне вернуть монастырю засеянную ими уже к тому времени землю отказывались. Ссылались они на то, что эти земли были им переданы советской властью не менее чем на год. В конце концов, монастырская братия Покровского монастыря получила 3 июля 1918 г. лишь только 65 десятин земли.

С окончанием братоубийственной гражданской войны и установившейся диктатуры пролетариата для Покровского мужского монастыря наступили чёрные дни. Его движимое и недвижимое имущество было конфисковано, братия разогнана, а сам монастырь к 1930-ым годам вовсе прекратил своё существование.

 

Келейный корпус бывшего Покровского мужского монастыря. Современный вид.

В 2007 году единственный уцелевший келейный корпус бывшего Покровского монастыря был передан Большекулаченскому Свято-Никольскому мужскому монастырю, а затем – миссионерскому отделу Омской епархии. Его усилиями в здании был организован приход и создана Православная трудовая община во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. В советское время в этом здании располагался детский дом. Сейчас в нём функционирует Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Источник фото Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Последние новости

Губернатор Омской области продлил полномочия министров

Виталий Хоценко подписал новые указы о назначении ключевых чиновников.

Новые инициативы «Единой России» на 2024 год

Год первичных отделений обещает улучшения в работе партии.

Зима приближается: что ждать омичам в декабре

Прогноз погоды и возможные температурные аномалии в Омске.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Россоши

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *