Омские краеведы хотят спасти дом митрополита Феодосия
Активисты Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) пытаются сохранить дом митрополита Феодосия, чтобы открыть в нем музей.
Активисты Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) пытаются сохранить дом митрополита Феодосия, чтобы открыть в нем музей.
Все на продажу
Деревянный дом на ул. Успенского, 26 опустел с уходом из жизни владыки Феодосия в мае 2016 года. В права наследства вступили четверо его родственников: племянница и внучатые племянники. Живут наследники в Москве, Киеве и Лондоне, омскую недвижимость выставили на продажу. Желающих приобрести дом долго не находилось. Были примеры, когда потенциальных покупателей больше, чем дом, интересовал участок в 12 соток, на котором можно было бы построить коттедж. Дом митрополита Феодосия при этом был бы снесен.
Эта перспектива встревожила культурную общественность. Дом, построенный в Казачьей слободе в 1905 году, с виду ничем не примечательный, интересен тем, что с 1962 года в нем жили омские архиереи: Николай (Кутепов), Андрей (Сухенко), Мефодий (Мензак), Гедеон (Докукин), Максим (Кроха), а с осени 1986 года – владыка Феодосий. Поскольку офисного здания у православных не было, именно отсюда управлялась огромная Омско-Тюменская, а потом Омско-Тарская епархии.
Активисты Общества охраны памятников истории и культуры выступили с предложением открыть на Успенского, 26 музей омских архиереев.
Чтобы спасти дом от сноса, необходимо было признать его памятником. И хлопотами руководителей омского отделения ВООПИиК сегодня дом внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Телефонные переговоры руководителя изостудии «Скворечник» Ирины Зинкевич с одним из наследников о возможности подарить Омску дом владыки вызвали вопрос: «А кому дарить?». Наследники снизили цену дома до 4,5 млн рублей. И при этом не откликнулись на просьбу о встрече с активистами ВООПИиК. Приехав в Омск в октябре, отнесли часть имущества митрополита в антикварную лавку: больше десяти предметов за 100 тыс. рублей. Две больших иконы работы омского иконописца Геннадия Адаева и живописный портрет владыки тут же приобрел для Ачаирского монастыря известный благотворитель. Но уже за 250 тыс. рублей. Удалось договориться с наследниками о паузе в распродаже имущества, но пока и только.
Неутомимый пастырь
Чем славен дом по ул. Успенского, 26? Он хранит память о незаурядных духовных лицах. В Нижнем Новгороде поставлен памятник Почетному гражданину города митрополиту Николаю Кутепову, о его служении и жизни снят фильм, написана книга. С 1963 по 1969 год этот владыка возглавлял Омско-Тюменскую епархию, но о нем мало знают омичи.
Архиепископ Максим Кроха прибыл в Омск после службы епископом Аргентинским и Южноамериканским. Правящий архиерей Омско-Тюменской епархии с 1974 по 1986 год, он собрал сведения о подвижнической жизни сибирских святых, представил материалы по их канонизации Патриарху Пимену, составил службу и велел написать икону. По его инициативе 23 июля Русской Православной церковью отмечается Собор сибирских святых. И первая церковь, которую построил в Омске преемник владыки Максима архиепископ Феодосий, была освящена Во имя всех святых, в Земле Сибирской просиявших.
Жизнь каждого архиерея в советское время была трудной, поскольку противоречила идеологии атеизма. Считалось, что церковные иерархи мешают строить коммунизм. Необходимы были сила воли, сила веры и верности православию, чтобы в стесненных обстоятельствах вести служение Господу.
Архиепископ Феодосий перед тем, как возглавить огромную Омско-Тюменскую епархию, был Патриаршим экзархом Среднеевропейским с резиденцией в Западном Берлине. 38-й омский архиерей превзошел всех предшественников по стажу службы в Прииртышье – 25 лет.
Владыке Феодосию довелось служить в Сибири в особое время, отмеченное общественными и экономическими потрясениями, но и величием постатеистического духовного возрождения. Время это называют Вторым Крещением Руси. Не будет преувеличением сказать, что духовный пейзаж Прииртышья его подвижническим служением изменился до неузнаваемости.
Прославлены четверо омских святых, обретены мощи священномученика архиепископа Сильвестра Омского, золотом куполов сияют поражающие гостей города Ачаирский, Большекулачинский монастыри и Успенский кафедральный собор. В 1986 году было в Омской области 6 приходов, через 25 лет — 236 и 163 священника. Ежегодные межконфессиональные конференции, паломничества по Иртышу и освящение иртышской воды в праздник Крещения Господня, концерты хоровой духовной музыки и детские крестные ходы – владыка Феодосий принес в жизнь омичей возрождение забытых старых традиций.
Он обладал заразительной силой духа. В 37-градусный мороз возглавлял Рождественский крестный ход. Во время строительства Успенского собора ежедневно, в любую погоду служил на стройке молебны. С неба, пролетев над городом на военном самолете, окропил Омск святой водой, желая укрепить духовную защиту омичей от бед и несчастий.
А резиденция владыки была скромной – старый деревянный дом. До того, как епархии передали здание бывшего Ольгинского приюта, здесь он принимал священников, гостей епархии, творческую интеллигенцию. Он был радушным хозяином, высокообразованным и чутким собеседником.
Владыка Феодосий повторял: «Надо возрастать в вере». И многих вел за собой: военных и медиков, профессоров и журналистов. Простой народ легче принимал веру — не мудрствованием, а сердцем. Он всех допускал к себе близко, может быть, даже рискуя авторитетом высокого сана иерарха. К нему шли с болью и печалью, за поддержкой, не ведая, что не везде в российских епархиях так просто попасть к митрополиту за утешением и советом.
Как много помнит скромный старый дом!
Идея музея
Сегодня в омском отделении ВООПИиК готов пакет документов для регистрации автономного учреждения культуры «Музей омских архиереев». В уставе подробно прописаны цели и задачи проекта, формы работы, виды деятельности. Единственный православный музей в Омске мог бы проводить экскурсии и праздничные программы для детей по церковному календарю, организовывать городские и областные конкурсы, принимать паломников и туристов. Предлагается даже создание домашнего театра на базе музейной коллекции.
Сохранилась ли она? Домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на своем месте. Какова судьба прекрасной библиотеки владыки – неизвестно. Церковные облачения и некоторые иконы переданы Архиепископу Савватию, главе Тарской епархии для церковного музея, поскольку митрополиту Феодосию было присвоено звание Почетного гражданина Тары. К сожалению, никто не может войти в дом без согласия наследников, которых в Омске нет.
Председатель Омского отделения ВООПИиК Никита Шалмин провел переговоры о судьбе дома с депутатами областного и городского парламента, представителями минкульта и департамента культуры, Омско-Тюкалинской епархии, общественных организаций. Все поддержали идею создания музея. Вопрос: на какие средства ее осуществить. Скорее всего, самым приемлемым будет метод народного созидания духовно-просветительского и духовного центра. Так в городе построили Успенский кафедральный собор, на возрождение которого внесли лепту крупные благотворители и 22 тыс. омичей.
Дом омских архиереев – знаковое место памяти о незаурядных личностях, имена которых останутся в истории города. Пока не поздно, его можно еще спасти.
Автор Светлана Васильева Источник фото Омское отделение ВООПИиКПоследние новости
Региональные бренды: ключ к успеху местного бизнеса
Бизнесмены узнали о важности регионального брендинга для своей деятельности.
Сосудистые центры Омска обеспечивают своевременную помощь
Главный кардиолог Омской области рассказывает о важности быстрой медицинской помощи.
Торжественное мероприятие в Омске в честь Дня налоговых органов России
В Омской области отметили достижения налоговой службы и открыли Аллею руководителей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку