«Существует дедлайн для молитв»: выпускник исламской академии в Татарстане – о современных мусульманах
Фото: Om1.ru. Что такое традиционный ислам? Ильяс Аллагулов – омич, который закончил Болгарскую академию в Татарстане и вернулся в Омск, чтобы рассказать, как религия может облегчить жизнь простых людей.
Изначально омич Ильяс Аллагулов получил степень бакалавра в Российском исламском институте Казани. После получения высшего образования он работал и учился в Болгарской исламской академии Татарстана. Сейчас он вернулся в Сибирь и работает в Первой городской Соборной мечети Омска, участвует в различных научных и образовательных конференциях и проводит проповеди.
Ильяс дал большое интервью порталу Om1.ru и рассказал о современном положении традиционного ислама в России, особенностях и условностях жизни мусульман и истинном значении религии для них.
Что такое исламское образование?— В Болгарской исламской академии образование даётся очень качественно и позволяет понять религию на богословском уровне. Там готовят людей, которым хватит компетенции проповедовать правильные исламские ценности.
Обычно в каждом городе при каждой мечети есть воскресная школа, в которой прихожанам преподаются основы ислама. В городах таких мест достаточно, чтобы все интересующиеся могли прийти и узнать о религии. Но на самом деле в большинстве мечетей не хватает кадров, которые бы обладали хорошим образованием и могли бы донести до граждан те или иные положения религии.
Именно богословского образования, которое удовлетворяет запросам населения и позволяет качественно рассказывать о религии другим людям, в какой-то период не хватало. У людей была необходимость и желание больше и подробнее узнать о религии, из-за чего они искали возможность получения богословского образования за рубежом.
Постепенно и у нас появлялись университеты и институты, как, например, Московский исламский институт, Российский исламский институт и Казанский исламский университет в Казани, а также исламские образовательные учреждения на Кавказе. Постепенно такие учреждения появлялись и там было две ступени образования: бакалавриат и магистратура по исламской теологии. В 2017 году построили академию, которая призвана удовлетворять запросы мусульман на получение высшего богословского образования. Сегодня идёт стремительное развитие исламского образования.
Просто ли жить в современном мире, соблюдая все законы шариата?— Жить просто. Многие этнические мусульмане воспринимают ислам как что-то тяжёлое и сложное. Так произошло, потому что в какой-то момент наши дедушки и бабушки не смогли нам передать все те религиозные постулаты и духовность. Поэтому эта цепочка преемственности поколений была немного утрачена и многие традиционные мусульманские народы отдалились от исламских обязанностей и понимания своей религии.
Для них религия становится чем-то сложным и тяжёлым. Тем более, если у имамов нет хорошего богословского образования, они не могут качественно и понятно доносить те или иные религиозные постулаты.
На самом деле ислам облегчает многие моменты жизни человека. Религия даёт возможность сосредоточиться на каких-то важных вещах, которые мы выполняем в своей жизни и тем самым реализовывать себя в полной мере, сторонясь, например, таких пагубных вещей, как алкоголь или сигареты, того, что портит здоровье и сбивает с жизненных ориентиров, целей.
Также у нас есть молитвы. Мусульманам нужно в течение дня совершать пять молитв. В потоке повседневных дел, когда мы живём в условиях многозадачности, в среде большого потока информации, у мусульман есть пять минут, во время которых мы можем успокоиться, остановиться, проанализировать то, что с нами происходит. А потом двигаться дальше. Таким образом, ислам обогащает человека, помогает реализовать себя в полной мере и достичь значимых успехов в своей жизни. Для сегодняшних мусульман это нужно доносить в правильной форме, чтобы они смогли увидеть и ощутить красоту и изящность этой религии.
Ислам не такой страшный, как его представляют те, кто сталкивался с представителями чуждых для нас взглядов из других стран. Наша цель как раз доносить это до людей.
Как в современном мире чувствуют себя женщины-мусульманки? Приемлемо для них сейчас использовать традиционные элементы одежды и принимать идею многожёнства?— Одно из требований, которое есть в исламе по отношению к женщине — это прикрытие тела, волос, необлегающая одежда. Для многих женщин это требование представляет сложность, и это на самом деле обоснованно.
Здесь необходимо понимание, что во многом отношение к женщине зависит от мужчин. Важно, чтобы они в женщинах ценили больше культуру, образование, нравственность и духовность , а не наготу тела. Если мужчины будут ценить не внешнюю красоту, а внутренний мир, то и разводов станет меньше. Потому что мужчины будут ответственно подходить к женитьбе. Я согласен, что девушки испытывают сейчас сложности в плане требований о прикрытии своего тела. Но в этом и проявляется компетентность религиозных деятелей — в умении правильно доносить эти ценности до населения.
По поводу многожёнства — это распространённое заблуждение. На самом деле в Коране поощряется именно моногамный брак. На человека возлагается весомая ответственность, если он вознамерился взять себе вторую супругу. Плюс, с точки зрения религии это решение должно быть чем-то обосновано.
Если брать статистику, то в мусульманских странах, тех, кто состоит в браке с несколькими девушками, в общей сложности около двух процентов. Также религией пресекается несправедливое отношение к своим жёнам.
В соцсетях активно обсуждают, что мусульманам в общественных местах нужно оборудовать специальные места для молитв. Так ли это необходимо?— Как я говорил, у мусульман есть потребность в проведении молитв в течение дня. Большинство из нас пытается так планировать свой день, чтобы успевать проводить молитвы. Мусульмане, понятное дело, тоже люди, и поэтому во время наступления очередной молитвы они могут находиться в том или ином месте, торговом центре или в заведении. И, наверное, введение такого места было бы цивильным решением данного вопроса.
Но в большинстве случаев это будет сложно реализовать, так как это потребует определённых затрат на аренду, возможно, для окупаемости придётся в подобных комнатах размещать рекламу.
Мусульмане могут рассчитывать время, чтобы заранее подобрать момент, когда они, например, будут дома и смогут помолиться. То есть существует определённый дедлайн для этих целей.
Без специальных мест, конечно, можно молиться, но для кого-то это будет считаться некрасивым. Человек пытается найти укромное место для молитвы, но тем не менее это всегда привлекает внимание.
Что такое «правильный ислам»?— Термин «правильный ислам» не совсем корректно использовать. Есть понятие «традиционный ислам», которое как раз используется для обозначения именно того ислама, который соответствует по большей части культуре народов России. В разных областях, городах и странах существуют свои специалисты и отечественные богословы. Они выводят свои религиозные положения исходя из тех реалий, в которых живут. Эти реалии, несомненно, отличаются от одной страны к другой.
Поэтому у нас есть своя богословская отечественная школа, очень богатая и очень развитая, которая нуждается в том, чтобы её развивали ещё сильнее. В конце XX века многие люди уезжали получать образование за границу. Из-за этого они привозили чуждые для российских мусульман взгляды. Поэтому в религиозных воззрениях проявлялись разного рода деструктивные течения.
Академия в Татарстане была построена как раз таки для того, чтобы у мусульман России не было необходимости получать образование за рубежом. Она создана для того, чтобы стать конкурирующим на мировой арене образовательным центром и быть наравне в богословских вопросах с ведущими исламскими образовательными учреждениями всего мира.
Что за деструктивные течения привозили из других стран и что такое «неправильный ислам»?— У нас большая часть мусульман придерживается такого определённого направления внутри исламской богословской школы, как ханафитский мазхаб. Например, есть народы, которые в основном проживают на Кавказе, они придерживаются шафиитского направления. А вот те, кто учился за границей, привозили с собой взгляды, например, салафитского или вахабитского направления. Их представители становятся не адаптированы для проживания в нашем обществе по религиозным воззрениям, так как не принимают какие-то нормы, установленные в России.
Вообще, любые направления ислама учат общепризнанным нормам морали и этики. Учат обязанностям человека перед Всевышним и обществом. Направления в основном различаются только в мелочах — в молитве или каких-либо действиях. Но по большей части они учат одному и тому же. Задача мусульманина — быть максимально полезным своему обществу и выполнять все обязательства, которые на нас лежат.
Последние новости
Губернатор Омской области продлил полномочия министров
Виталий Хоценко подписал новые указы о назначении ключевых чиновников.
Новые инициативы «Единой России» на 2024 год
Год первичных отделений обещает улучшения в работе партии.
Зима приближается: что ждать омичам в декабре
Прогноз погоды и возможные температурные аномалии в Омске.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований