09.03.2022

Украинцы и русские – части исторически единого целого — доктор исторических наук Алексей Сушко

Маски сняты: судя по статье в британском «The Telegraph», очевидно, для кого сегодня неприемлема идея о единстве народов Украины и России.

Маски сняты: судя по статье в британском «The Telegraph», очевидно, для кого сегодня неприемлема идея о единстве народов Украины и России.

Украинская проблема имеет исторические корни, поэтому современная борьба на Украине ведется не только с оружием в руках на поле боя, но и виде информационного противостояния на поле истории.

Поводом для написания этой статьи послужили статьи и выступления нашего лидера по украинскому вопросу, где он прямо говорит об историческом единстве русского и украинского народов, а также критика его концепции западными СМИ. Так, на обращение В.В. Путина к россиянам по поводу начала военной операции на Украине британское «The Telegraph» ответило примечательной критической статьей «Действительно ли Ленин был архитектором современной Украины или Владимир Путин переписывает историю?». Автор этого сочинения – Бьорн Александр Дюбен – доцент Школы международных и общественных отношений Цзилиньского университета. Ранее он преподавал международные отношения, вел исследования в области безопасности и разведки в Королевском колледже Лондона и LSE.

Главная идея британской статьи – отрицание исторического единства русских и украинцев со времен Киевской Руси. Одно из ключевых рассуждений в этом материале посвящено Украине:

« Православное восточнославянское население этих земель постепенно сформировало идентичность, отличную от идентичности восточных славян, оставшихся под монгольским, а затем и московским владычеством. Отдельный украинский язык – один из важнейших маркеров украинской государственности – уже начал появляться в последние дни существования Киевской Руси… ».

Заметим, что на огромной территории Киевской Руси у русской культуры не могло не быть локальных особенностей.

Исторически русских объединяла общая вера, являвшаяся фундаментом самосознания православного народа. Несмотря на политическую раздробленность в домонгольский период, русские земли осознавали свое не только культурное, но и политическое единство. Пусть неудачно, но коллективно они выступили в 1223 году на Калке против войск монголов. В 1240 г. Киев был взят войсками Батыя. Именно с этой даты русская историческая школа традиционно датировала начало монгольского господства над Русью.

Казалось, что единство древнего русского народа перестало существовать после того, как литовский великий князь Ольгерд взял Киев, разбил татар в битве при Синих водах (1362 год) и установил власть литовских князей на большей части западнорусских земель. Однако, как правильно подчеркивал наш президент, долгое время литовское государство называлось «Великим Княжеством Литовским и  Русским» и русское население не чувствовало в нем себя ущемленным.

Объединение Польши и Литвы в единое государство Речь Посполитую вызвало давление католиков на православное население. Во времена Богдана Хмельницкого (1595–1657), как и прежде, в основе идентичности русского населения Украины была православная вера, общая с Московским царством. Именно поэтому в январе 1654 года Переяславская Рада приняла историческое решение о воссоединении православного населения Поднепровья с русскими государством. Право на него русские войска совместно с казаками отвоевывали у Польши в ходе продолжительной войны. Сразу же выходцы с Украины вошли в состав политической элиты страны и имели заметное влияние в период правления царя Алексея Михайловича Романова (1629–1676). Они сыграли значительную роль в становлении русской культуры и государства.

Как видим, православная вера определяло единство русского народа веками. Именно поэтому прозападные власти современной Украины организовали и поддерживают церковный раскол, надеясь навсегда разделить народы двух стран.

Для Российской империи единство русского народа было очевидным. Например, о нем историк Тимофей Дмитриевич Флоринский (1854–1919) писал следующее:

« Жители Малороссии в этнографическом отношении представляют не самостоятельную славянскую особь (в противоположность, например, чехам, полякам, болгарам и сербохорватам), а лишь разновидность той обширной славянской особи, которая именуется русским народом. В состав её входят наряду с малороссами великороссы и белоруссы. В частных сторонах и явлениях своей жизни, в языке, быте, народном характере и исторической судьбе малороссы представляют немало своеобразных особенностей, но при всём они всегда были и остаются частью одного целого – русского народа».

К сожалению, национальная политика большевиков поставила это единство под сомнение, став важнейшей предпосылкой современной борьбы за Украину. Это неоднократно подчеркивал в своих статьях и выступлениях В.В. Путин.

Об историческом единстве русских и украинцев свидетельствует и пример Омского региона. Общеизвестно, что крестьяне из Малороссии приняли деятельное участие в освоении русскими Сибири. В ходе Столыпинской аграрной реформы они активно осваивали территорию юга современной Омской области. В результате, по официальным данным советской статистики на начало 1920-х гг., в Омской губернии проживало свыше 340  000 украинцев, что составляло более 23% ее населения. На территории региона украинцы были вторым по численности после русских народом. Сегодня подавляющее большинство потомков тех украинцев считают себя русскими, россиянами, сибиряками и только очень немногие из них украинцами. Это превращение произошло на омской земле незаметно и безболезненно именно потому, что украинцы и русские – части исторически единого целого. До настоящего времени между ними не было кровопролитной вражды на национальной почве. Они вместе построили Великую Россию сначала в образе Российской империи, а затем – Советского Союза. Вместе победили мировой фашизм. Вместе страдают от распада СССР в связи с западным проектом «Украина – анти Россия», обернувшегося тяжелыми испытаниями для всех.

Вернемся к статье в британском издании. Ее автор не забыл обозначить исторические корни присутствия англичан на территориях Юго-Восточной Украины. Он отметил, что их « существенное заселение началось только в начале XIX века, и их этнический состав оставался очень разнообразным – о чем свидетельствует тот факт, что не украинцы и не русские, а британские промышленники основали Луганск (1795 г.) и Донецк (1869 г.), два города в центре нынешнего сепаратистского конфликта ».

Истинная цель статьи в английском издании очевидна. Оказывается, англичане тоже имеют отношение к Донбассу. Браво! Маски сняты. Очевидно, для кого сегодня неприемлема идея о единстве народов Украины и России.

 

Доктор исторических наук, профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах) Омского автобронетанкового инженерного института Алексей Сушко

Источник фото pixabay.com

Последние новости

Кандидат в министры обороны Белоусов сделал заявление о мобилизации

По словам чиновника, комплектование вооруженных сил идет в плановом порядке и носит системный характер.

Омский предприниматель распродает элитную недвижимость и уезжает в Москву

Бизнесмену, имя которого публично не называется, принадлежат несколько объектов на Левобережье.

Хоценко рассказал о поддержке бизнеса в Омской области

За год число занятых в сфере малого и среднего бизнеса выросло на 11% и превысило 300 тысяч человек.

Card image

Как найти и использовать действующие промокоды для скидок

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *