Упаковка молочных продуктов как фактор качества
За последние годы интерес к пластиковой упаковке для молочных продуктов значительно вырос в России. Ее доля в общем объеме используемых упаковочных материалов приблизилась к 40%. Сложившаяся экономическая и геополитическая ситуация в стране побудила отечественных производителей упаковки к наращиванию производственных объемов, чтобы удовлетворять потребности рынка, в то время, когда поставщики молочной тары повышают свои требования по качеству товара.
В этой статье мы рассмотрим различные виды упаковок для молочных продуктов и к каким требованиям российское законодательство их относит.
Разнообразие упаковки молочной продукции на сегодняшний день заставляет покупателей проводить не одну минуту возле прилавков, присматриваясь и выбирая. От производителей требуется предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, а это возможно, если знать, какие упаковочные материалы должны использоваться для каждой группы молочных товаров и какой вид фасования следует применять в каждом конкретном случае.
Мягкая упаковка, такая как фин-пак или берта-пак, изготавливается из полиэтилена повышенной прочности. Эти упаковки имеют форму пакета и чаще всего используются для розлива пастеризованного молока. Главным преимуществом мягкой упаковки являются ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и минусы — низкие сроки хранения продукта, а также возможность потери формы упаковки после ее вскрытия.
Полужесткая упаковка, которая производится из различных термопластов, имеет преимущества перед полиэтиленовыми пакетами. Упаковка обладает предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги, которые закрывают ее, а также форму, что делает ее идеальной для хранения кисломолочной продукции. Чаще всего в такой упаковке можно встретить йогурты, сметану, ряженку, творог. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если использовать многослойный барьерный материал и газовую среду при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2–3 раза.
Полужесткая упаковка, изготовленная из листовых и комбинированных материалов, таких как тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак, считается одним из самых популярных и экологических видов упаковки молочной продукции. Она имеет прочный материал, легкость, компактность и возможность для вторичной переработки. Самым востребованным пакетом данного вида фасования является тетра-пак, который полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного срока.
Из ежегодного производства около 33 млн тонн молока в России, каждый житель потребляет в среднем 173 литра. Медицинская норма потребления молока составляет 392 литра, из которых 116 литров — цельного молока.
Желая соблюсти стандарты безопасности, производители молочной тары должны поместить на упаковку массу другой информации. Надо указать наименование продукта, дату изготовления, срок хранения, штрих-код, а также другие данные, прописанные в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011). В некоторых выдержках документа указаны дополнительные требования к маркировке, например, связанные с указанием материала, из которого изготовлена тара, и сведениями о продукте.
Что касается дизайна упаковки молочной продукции, то конкретных требований к нему не выдвигается ни в одном регламентирующем документе. Тем не менее, у производителей есть свои предпочтения, касающиеся оформления тары. Обычно это зеленые луга, фотографии коров, а также белый фон упаковки. Но есть и те, кто подходят к данному вопросу более креативно, предлагая потребителям необычные дизайнерские решения.
К примеру, в Лондоне можно купить молоко в бутылке с двумя горлышками, а в Новосибирске - в картонной упаковке в виде головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета, а дизайнер из Техаса разработала упаковку в виде коровьего вымени, которое нужно сдавить рукой, чтобы налить молока и создать иллюзию доения коровы.
Как выбрать оптимальную упаковку для молочных продуктов
Хотя каждый год производители молочной упаковки предлагают новые технические и маркетинговые решения, определенные тенденции можно отметить в соотношении типа продукции и вида упаковки.
Молоко и жидкие молочные продукты обычно разливают в пластмассовые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковка приобретает высокую степень гигиеничности, что делает продукт безопасным для употребления и увеличивает срок его годности.
Кисломолочная продукция обычно фасуется в полужесткую тару, изготовленную из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости, изготовленную из ударопрочных материалов. Многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента в наружных слоях и черной сажи в среднем слое имеют высокую непрозрачность, что обеспечивает сохранность продукта на длительный срок.
Для творожной продукции и сливочного масла важно обеспечить высокую жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Для этой категории товаров подходят пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
Традиционной упаковкой для мороженого являются материалы на основе бумаги, такие как пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др. Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, упаковывают в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизировать, используя горячий и холодный способы склеивания.
Для упаковки мягких сыров применяют парафинированные композиции, монопленки из полимерных материалов, комбинированные материалы с различными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
Детское питание упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги, которые обеспечивают форму упаковки, влагостойкость и герметичность. Сухие молочные смеси обычно упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена все чаще используют для упаковки детского питания. Этот материал разрешен для пакования пищевых продуктов для детей и обеспечивает продукту длительное хранение в упаковке.
Молочные продукты пользуются популярностью среди потребителей, и выбор правильной упаковки является одним из важных критериев, на которые необходимо обратить внимание при ее изготовлении. Важным фактором при выборе упаковки является удобство и легкость использования, что может значительно повлиять на решение покупателя.
Современные технологии предоставили производителям разнообразные способы закрытия и открытия упаковки для молочных продуктов. Некоторые из них, такие как перфорация, отрывной ярлычок, пластиковая крышка, крышка обтекаемой формы и отверстие для соломинки, являются самыми популярными на настоящий момент.
Однако, наиболее распространенным видом упаковки является пластиковая тара в форме стаканчиков, которая широко используется для различных молочных продуктов, таких как сметана, майонез, йогурты и творожные сыры. Такая упаковка имеет низкую стоимость и может быть индивидуализирована в соответствии с требованиями производителей и потребителей. Упаковки из полипропилена с внутренним высокобарьерным слоем EVOH способны увеличить срок хранения молочных продуктов. Кроме того, этот вид упаковки может иметь различные способы открытия/закрытия, например, пленку с крышкой-нахлобучкой или без нее, крышку-нахлобучку и высечку из фольги.
Одной из новейших технологий в упаковке молочных продуктов является асептическая упаковка. Это способ стерилизации продукта и упаковки, которые затем заполняются пищевым сырьем и закупориваются в условиях стерильности, что увеличивает срок хранения продукта и не требует применения консервантов. Такая тара обычно состоит из картона, полиэтилена и алюминия.
Использование безопасных для человека газомодифицированных смесей также является одним из новших подходов к фасованию молочных продуктов. В таком случае, смеси создают антибактериальную среду в таре, что позволяет продлить срок хранения продукта и сохранить вкусовые качества, без использования консервантов.
Современные производители молочной упаковки предлагают широкий выбор изделий, разнообразных по форме, материалу изготовления и подходам фасования. Эта многообразность усложняет процесс выбора, но также позволяет производителям создавать наиболее инновационную упаковку, отвечающую требованиям потребителей.
Фото: freepik.com