Раннее развитие детей дошкольного возраста: что важно знать?
В наше время все больше родителей задаются вопросом о необходимости развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Бабушки и дедушки, смотря на количество времени, которое внучки и внуки проводят на таких занятиях, охаивают, а родители пытаются найти способы сократить свои затраты на эту статью расходов. Но насколько эффективны эти занятия и нужны ли они действительно таким маленьким детям? Разберемся в этом вместе.
Развитие детей дошкольного возраста - как оно происходит
Комментируя развитие ребенка младшего дошкольного возраста, все психологи признают, что ролевая игра имеет особое значение. Что интересно, дети в этом возрасте создают свои модели поведения, копируют действия взрослых членов семьи, воссоздают бытовые ситуации. Это позволяет маленьким детям открыть для себя человеческие отношения, общественные роли и разнообразные деятельности.
Важной характеристикой развития детей дошкольного возраста является переход от наглядных и конкретных действий к абстрактному мышлению. Эта трансформация происходит примерно в 4 года, в конце младшего дошкольного возраста. Ребенок начинает задавать вопросы, версии происходящих событий, рассуждать и фантазировать, что очень важно для речевого развития детей дошкольного возраста.
С первых лет жизни дети начинают запоминать факты и понятия, должным образом обученные сознательному запоминанию с пяти лет. Работает также смысловая память, поэтому кроме обучения детей стихотворениям на праздники, важно помочь им понять, что они учатся.
Заметим, что развитие детей дошкольного возраста заключается не в передаче готовых решений, знаний и умений, а в формировании потребности в новых знаниях, в самостоятельном определении путей их получения, а также в развитии умения думать, размышлять и делать выводы.
Предметная деятельность является одним из ключевых факторов в познавательном опыте ребенка в этом возрасте. Чем больше разнообразных предметных действий, тем более креативное развитие у детей. Иногда дети находят интересные вещи на улице, которые взрослые сочтут ненужными to - палки, металлические детали и т. Д. Не спешите избавляться от них. Лучше задайте своему ребенку вопрос: "А зачем тебе все это?" Овладение основами предметной деятельности является мастерством, которое первым шагом в освоении материальной культуры. И, конечно же, игра - идеальный способ отражения отношений между людьми и развития мышления и воображения.
Занятия с детьми: как сделать их интересными и продуктивными
В детском возрасте важно развивать творческие навыки и практиковать конструктивную деятельность. Изобразительная деятельность также является важной частью развития ребенка дошкольного возраста. Однако, есть некоторые особенности, о которых стоит помнить. В младшем дошкольном возрасте дети особенно не заинтересованы в своих рисунках, однако с возрастом они начинают ценить свои творения. Следует обратить внимание на правильное раскрашивание, чтобы избежать произвольного раскрашивания. Хотя не стоит подсказывать ребенку, какой цвет использовать, чтобы дать ему возможность самовыражаться.
Родители также могут участвовать в развитии творческих навыков детей. Если ваш ребенок нарисовал девочку, не забудьте спросить о ней и посмотреть, можно ли вместе придумать рассказ об этой девочке.
Конструктивная деятельность, такая как лепка или сбор конструктора, также является важной частью развития детей дошкольного возраста. Эта деятельность развивает практическое мышление, помогает детям занять себя, не только интересно, но и полезно.
Важно также помнить об изучении музыки в детском возрасте. Восприятие музыки часто оказывается недооценено родителями при домашнем воспитании. Для родителей, не имеющих музыкального образования, подбор программы музыкальных занятий может быть сложным. Музыкальные занятия могут включать прослушивание фрагментов музыкальных произведений и их обсуждение вместе с ребенком. Однако, нужно помнить, что до 5-6 лет дети не обладают формальным мышлением и не всегда могут понять образное мышление.
Как можно видеть, продуктивные и интересные занятия могут стать ключевым элементом развития ребенка дошкольного возраста. Родители могут стать важными помощниками в этом процессе, помогая детям развиваться и раскрывать свой творческий потенциал.
Развитие ребенка в домашних условиях
Многие мамы понимают, насколько сложно устроено воспитание ребенка в муниципальном (бесплатном) детском саду, и они откладывают выход на работу, чтобы заниматься своими детьми. К сожалению, принимая такое решение, они не всегда получают должное признание. В то время как мамы могут иметь минимальный опыт в воспитании ребенка, что приводит к ошибкам, которые потом бывает сложно исправить.
Что подойдет для домашнего воспитания?
В наше время редко можно найти родителей, которые считают, что нежность и любовь - это все, что нужно ребенку, пока он не пошел в школу. Одинокая мама в закрытом пространстве с ребенком не может противостоять импульсу критики, особенно если ребенок не слушается ее инструкций. Это может быть просто эмоциональным облегчением для мамы и целью не преследуется и не требуется. Кстати, грубое переживание дошкольного ребенка может быть воспринято как физическое наказание! Даже если этого не происходит, мамы совершают другие педагогические ошибки, которые также могут привести к деформации личности ребенка.
Эти ошибки включают в себя:
- Угрозы
- Подавление детской инициативы
- Чрезмерное использование наказания
Но лучшие отношения между родителями и детьми развиваются в тот момент, когда родители следуют демократическому стилю воспитания. В этом случае поведение ребенка руководится последовательно, но с гибкостью:
- Всегда объяснять причины своих требований к ребенку;
- В ребенке важнее как самостоятельность, так и послушание;
- Слушать мнение ребенка, но не ориентироваться исключительно на его желания.
Однако профессионалы, например, воспитатели, психологи и педагоги убеждают, что эффективность семейного воспитания гарантируется, если у вас есть понимание того, какими навыками нужно развивать детей, и понимание, как использовать эти знания.
Другими словами, важно отнестись к воспитанию как к профессиональной деятельности, а не как к любительскому занятию, и получить соответствующую подготовку.
Если вы не готовы лично пройти обучение (из-за недостатка времени или желания), есть альтернатива, чтобы не упустить ничего важного в воспитании своего ребенка и не навредить ему своими усилиями: центр раннего развития.
Нарастающее количество родителей обращаются к дошкольным центрам развития для повышения качества образования своих детей. Однако, как из всех существующих центров выбрать тот единственный, который будет наиболее выгоден для воспитания ребенка? Чтобы выбрать лучший вариант, следует знать основные принципы таких центров.
Монтессори-центр, например, известен следующими качествами и навыками, которые помогут вашему ребенку:
- мотивация к обучению,
- способность сосредотачиваться на задаче,
- самостоятельность,
- ответственность,
- приученность к дисциплине.
Все это достигается благодаря правильно организованной обучающей среде, в которой есть материалы, разделенные на зоны:
- зона развития моторики;
- зона развития сенсорных ощущений;
- зона развития речи;
- зона развития творческих способностей;
- зона развития практических навыков самостоятельности.
Это побуждает ребенка к саморазвитию, исключая какое-либо авторитарное давление на формирующуюся личность и приветствуя свободное, самостоятельное, активное самовыражение.
В случае, если вы отдали предпочтение системе Вальдорфа, то вашему ребенку будет предоставлен интеллектуальный и художественно-практический опыт.
Методика Никитиных является классикой отечественной системы воспитания. А если вы выберете детский сад, который работает по этой методике, то ваш ребенок получит:
- решительность,
- логическое мышление (в программе множество логических игр и головоломок),
- закалку (в программу включены физические упражнения на подготовку организма к экстремальному холоду).
Фото: freepik.com